«Чтобы нарисовать голубку, нужно сначала свернуть ей шею». Пабло Пикассо.
Уже по одной только цитате можно сделать выводы о личности художника. Но цитата – это всегда нечто грубо вырванное из контекста, поэтому обратимся к фактам.
Если вы ни разу не видели картин Пикассо, то наверняка хотя бы раз слышали его имя, как и то, что он признанный гений. В 2009 году журнал The Times назвал его лучшим художником среди живших за последние 100 лет.
И если его творчество у большинства не оставляет сомнений, то что насчет его личности? Скорее всего, общественность, не интересующаяся искусством, слабо осведомлена.
Каково это жить в тени Гения? Можно ли выжить в этой кромешной тьме, когда весь свет падает только на художника и его творения? Есть ли у творцов право пожирать и ввергать в отчаяние своих близких? Стоит ли творчество, пусть и светоносное, такой жертвы в виде человеческих жизней?
Итак, от лирики к фактам: Пикассо очень любил женщин и умел их выбирать. Его спутницы отдавали ему всю свою энергию без остатка и верно служили его Гению. Полюбив такую женщину, он ломал её: ломал на холстах и ломал в реальной жизни. Абсолютно нормальные женщины оставались брошенными и доведенными до безумия: нищета, рак, туберкулез, психиатрическая клиника, самоубийства – вот, что ждало людей, которые любили Пикассо.
Если бы несчастье произошло только с одной спутницей художника, можно было бы списать это на случай, но когда инциденты повторяются снова и снова, возникает естественное желание найти какое-то объяснение, общую причину всех несчастий.
Сын Пикассо и Ольги Хохловой, его законной русской жены, всю жизнь провел в нищете и в отчаянных попытках угодить отцу, а внук покончил с собой в возрасте 24 лет.
Сама Ольга Хохлова, у которой, как утверждают, была травмирована психика, умерла одинокая и всеми забытая. Больница, где она провела свои последние дни, была в одном квартале от дома Пикассо, но он так и не пришёл её навестить.
Фернанда Оливье, первая большая любовь художника, практически оглохшая и измученная артритом, умерла в нищете, сжимая в руках зеркальце в форме сердца - старый подарок Пикассо и ее последнее сокровище.
«Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденушки». – сказал про себя Пикассо.
Так и случилось. Первым «суденышком» стал внук Пикассо Паблито. Он покончил жизнь самоубийством в день похорон самого художника.
Вскоре умер и отец Паблито. То ли рак, то ли злоупотребление алкоголем и наркотиками, а скорее и то, и другое, - безвременно забрали сына художника.
Через два года повесилась Мария-Тереза Вальтер, родившая Пикассо дочь Майю. Еще через 9 лет застрелилась последняя жена художника Жаклин Рок. Лишилась рассудка его бывшая любовница Дора Маар.
Право же, Великий Пабло, ты никому не принес счастья.
Может, именно поэтому его картины никогда не канут в лету, будут считаться гениальными и почитаться до конца времен? От них веет сильнейшей энергетикой. Энергетикой людей, положивших свою жизнь на плаху ради человека, творившего искусство. Полотна, написанные кровью окружавших Пикассо людей, будут веками будоражить наши умы, даже если мы не будем знать, какой ценой они написаны.