В Ярославском государственном университете разработали новый способ борьбы с отходами машиностроительных производств. Исследователи считают, что из-за снижения способности экосистемы к самоочищению, необходима модернизация системы ликвидации отходов. Придуманная технология поможет снизить стоимость производства смеси и положительно скажется на окружающей среде.
В настоящее время наиболее опасным источником загрязнения окружающей среды становится гальваническое производство, при котором образуются токсичные отходы – гальваношламы. Они содержат в себе такие тяжелые металлы, как цинк, хром, гидроксид железа и никель. Если такие отходы хранить на полигонах, появляется риск вымывания их грунтовыми водами, что приводит к загрязнению водоемов, колодцев и водостоков.
Ученые из Ярославского государственного университета в свою очередь, предлагают использовать в качестве наполнителя для асфальтобенных смесей – крупнотоннажные отходы машиностроительных производств — гальваношламы. По мнению разработчиков, эти отходы могут служить в качестве вторичного сырья, а значит, могут применяться как компоненты для производства различных товаров.
Как сообщают на кафедре «Охраны труда и природы» ЯГТУ, образцы смеси, приготовленные с использованием гальваношлама, соответствуют государственным стандартам и могут применяться для приготовления асфальтобетонных покрытий. Они имеют более высокие технологические характеристики в сравнении со стандартными образцами, приготовленными с доломитовой мукой. Причиной таких изменений могут быть особенности протекания окислительных процессов в смеси, обусловленных действием гальваношлама.
Ученые отмечают, свойства асфальтобетона сильно зависят от температуры, в которой обрабатывают отходы. Когда происходит ферритизация гальваношлама, или как его еще называют, процесс ожелезнения, прочность продукта возрастает. К слову, предел прочности на растяжение, при раскалывании асфальтобетона с наполнителем из доломитовой муки меньше, чем гальваношлама.
Использование новой технологии переработки отходов позволит снизить не только экологические риски, но и сэкономить на стоимости асфальтобетонных покрытий.
Разработчики из ЯГТУ планируют продолжить изучать характеристики и свойства промышленных отходов, которые снизят нагрузку на биосферу, происходящую от жизнедеятельности человека.
А что вы думаете по этому поводу?