В 1880-х годах 19 века в деревушке Ньюлин в Конуолле образовалась колония художников. Корнуолл привлекал тех, кто рисовал на открытом воздухе, по многим причинам: многочасовой яркий свет, мягкий климат, живописные пейзажи, как сельские, так и прибрежные, и дешевое проживание. В 1877 году Великая Западная железная дорога была продлена до Западного Корнуолла, поэтому стало достаточно легко, при необходимости, добраться до Лондона. В 1899 году Стэнхоуп Форбс, один из ведущих художников колонии, открыл собственную школу живописи, предположительно для того, чтобы привлечь в колонию новое поколение художников.
Лора Найт и Дорис (Дод) Проктер стали одними из первых учениц школы Форбса. Они родились с разницей в 15 лет, выросли в неравных условиях, в семьях с разным достатком, но подружились на всю жизнь, да и вся их жизнь и работа отражают борьбу против условностей, навязанных им обществом. Прогресс конца 19 века стал лишь началом больших перемен для тех женщин, которые решительно хотели иметь возможность учиться в художественной школе, заниматься искусством наравне с мужчинами, выставлять свои работы и быть уважаемыми обществом.
Мягкие цвета дарят ощущение тепла в этом приморском местечке. Терракотовый цвет верха крыш дает намек на восходящее солнце, а редкие фигурки на пирсе – на то, что люди только просыпаются для нового дня.
Лора Найт (1877-1970) станет одной из самых известных художниц своего поколения. Дод Проктер (1892-1972), после ошеломительного успеха одной из своих картин, будет на долгие годы практически забыта как зрителями, так и критиками, и лишь поздравительные открытки с репродукциями ее натюрмортов останутся неизменно популярными. Но их обеих связывает магия места. Это Корнуолл.
Младшая из трех детей, Лора Найт, урожденная Джонсон, выросла в малообеспеченной семье. Беззаботным детством она похвастаться не могла. Отец бросил семью и Шарлотта, мать Лоры, была вынуждена давать уроки рисования, чтобы прокормить дочерей и свою собственную мать. Позднее Шарлотта Джонсон начала преподавать в Ноттингемской школе искусств, куда пристроила подмастерьем и Лору. В то время ей было 13 лет. В качестве вознаграждения девочке было позволено посещать занятия наравне с учениками школы.
Ей не исполнилось еще 18 лет, когда умерли старшая сестра, мать и бабушка, оставив Лору и ее сестру Еву на произвол судьбы. Лора последовала примеру своей матери, взяв учеников, чтобы они помогали оплачивать счета, пока она посещала художественную школу по вечерам. Затем сестры переехали в Стейтс в Йоркшире, где находилась небольшая колония художников. Друг и будущий муж Лоры Гарольд Найт, с которым она познакомилась в Ноттингемской школе искусств, последовал за ними. В 1903 году Лора и Гарольд поженились.
Лора начала рисовать труд рыбаков и играющих детей, реалии местной жизни. Кроме того, она часто участвовала в конкурсах Колледжа искусств Южного Кенсингтона и выиграла золотую, серебряную и бронзовую медали, а также стипендию принцессы Уэльской. Начало ее стилю было положено. В 1907 году Гарольд и Лора переехали в Корнуолл, чтобы присоединиться к колонии художников Ньюлина.
Дорис (Дод) Проктер, в девичестве Шоу, родилась в семье корабельного врача и художницы, когда-то учившейся в школе изящных искусств Слейд. В 1907 году мать привезла ее в Ньюлин, не столько в поисках чистого света Корнуолла, сколько дешевого места для жизни и учебы, от которой Дод, очевидно, получала огромное удовольствие. Она была общительной, остроумной и красивой девочкой.
"Очаровательная юная особа с превосходным цветом лица, огромными глазами и длинными, стройными, легкими, как у газели, ногами", - напишет о ней Лора Найт.
Жители Ньюлина, в основном семьи рыбаков, частенько не одобряли богемные манеры художников, но постепенно привыкли к ним как к "безбожной, хотя и прибыльной помехе". Они были готовы позировать в качестве моделей, так как это приносило дополнительный доход к основному, от рыбной ловли. Темой творчества Дод в период ее учебы и жизни в Корнуолле становятся портреты местных девушек, в основном из семей рыбаков. У нее сложился изначально свой, особенный взгляд на модель, где сливаются воедино нежность, невинность, сопереживание героине. Картины она пишет без манерности, эксцентричности, воспевая не хрупкость, а сдержанную силу «тела сельской жительницы».
В 1912 году Дод выходит замуж за своего сокурсника, Эрнеста Проктера, а к 1923 году пара покупает свой собственный коттедж «Северный уголок» в Ньюлине. Дод на протяжении всей своей жизни будет с любовью относиться к своему жилищу и саду, интерьер кухни и цветы также станут темами ее картин.
Однажды, в 1927 году, Дод проснулась знаменитой. Ее картина «Утро» стала «Картиной года» на выставке Королевской академии, а затем была куплена газетой Daily Mail «в подарок нации». Средства на покупку были собраны по подписке, после публичной кампании. Работу Дод превозносили газеты, сделав ее знаменитой даже для людей, которые никогда не интересовались искусством.
Утро. Девушка еще спит на измятой постели. Она легко и просто одета в бледно-серую хлопковую сорочку, ее окружает рассеянный и тихий утренний свет. Черты безмятежного, широкого лица героини далеки от изысканности, они красивы в самой своей простоте, и так же просты вещи, что ее окружают. Только подушка, чистые белые простыни и прочный стул.
Сисси Барнс, дочка торговца рыбой, была «настолько непохожа на типичную модель художника, насколько это можно было себе представить, с грацией и застенчивостью ребенка». Репортер газеты устроил девушке экскурсию по Лондону на автомобиле.
«Как еще одна Алиса в Стране чудес, она созерцала тысячи чудес, которые, казалось, принадлежали другому миру, где все волшебно» - напишет он.
Сисси позировала почти каждый день в течение пяти недель, в одной и той же позе с 10 утра до 4.30 вечера. Иногда она «издавала странные звуки и бормотала странные вещи, когда дремала». Но также она умудрялась читать, балансируя книгой, не теряя позы.
Дод Проктер часто рисовала домашние сцены. Действие «Тихого часа» происходит на кухне бывшего дома Дод в Коттедже Миртл в Ньюлине. Комод на картине украшен фарфоровой посудой, которую Дод любила коллекционировать. Девочка на картине - Полли Уокер, дочь местного художника и друга Дод. Эта же сцена на кухне появляется в работе Дод «Кухня в Миртл-Коттедже» (около 1930 г.), на которой также изображена Полли. Девочка прислонила книгу к простенькому молочнику. Она спокойна и довольна самим процессом чтения. Коротенькое летнее платье, мальчишеская стрижка, безмятежность и покой лета и детства.
Все для них еще впереди – статус женщины-академика, потери и война, зарисовки с Нюрнбергского процесса, экзотические страны и модели. Сейчас же есть только верность природе, хороший, прямой и точный взгляд на красоту ландшафта, любовь к месту, дому. Счастливые личные отношения.
Картины, которые, кажется, проистекают из «желания создать счастливое, возвышающее пространство, в котором воображение пробуждается и дает свободу», их вневременная, сдержанная сила.
Обложка: Лора Найт. "На скалах". Источник: https://www.penleehouse.org.uk/exhibition/dame-laura-knight-ra-in-the-open-air/
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.