Найти тему
Арт Салон

5 реальных мест с картин Ван Гога

За свою короткую 37-летнюю жизнь Винсент Ван Гог успел пожить более чем в 15 городах Европы. Искал ли он вдохновения или, наоборот, успокоения своего тревожного разума? В письме своему брату Тео в августе 1888 года Винсент писал: «Мне всегда кажется, что я путешественник, который направляется к месту назначения». Его работы – это зеркало его жизненного пути, которое о многом может нам рассказать: где он жил, куда путешествовал, как обстояли дела с его душевным здоровьем. Ниже – 5 мест, повлиявших на жизнь и творчество Ван Гога: от ночной французской улочки до голландского побережья.

«Ночная терраса кафе», 1888. Арль, Франция
«Ночная терраса кафе», 1888. Арль, Франция

Ван Гог прожил во французском городе Арль более года и создал там ряд своих самых известных работ. К сожалению, именно в Арле он пережил тяжелый психический срыв, кульминацией которого стал инцидент с отрезанным левым ухом. «Ночная терраса кафе» была написана ранней осенью 1888 года, примерно за четыре месяца до печального происшествия. Сегодня посетители города все еще могут посидеть в том самом кафе, которое Ван Гог увековечил на этом полотне. Кафе вам не рекомендуем.

«Церковь в Овере», 1890. Овер-сюр-Уаз, Франция
«Церковь в Овере», 1890. Овер-сюр-Уаз, Франция

Во время своего короткого пребывания в Овер-сюр-Уазе Ван Гог иногда писал по картине в день. Этот городок можно посетить, совершив часовую поездку к северу от Парижа на поезде. Именно там можно найти достопримечательности, которые голландский мастер запечатлел буквально несколькими взмахами кисти. «Церковь в Овере» – одна из самых известных работ Ван Гога, была написана в последние месяцы его жизни, а сама церковь расположена очень близко к месту последнего упокоения художника.

Серия «Мулен де ла Галетт», 1886. Париж, Франция
Серия «Мулен де ла Галетт», 1886. Париж, Франция

В феврале 1886 года Винсент переехал из Антверпена в Париж к своему брату. Для Тео этот приезд был совершенной неожиданностью, так как Винсент приехал без предупреждения и сразу отправился в музей, оставив записку: «Не сердись на меня за то, что я нагрянул так внезапно. Я много думал об этом и решил, что таким образом мы сэкономим время. Буду сегодня в Лувре с полудня или раньше».

Находясь в Париже, Ван Гог впервые начал по-настоящему экспериментировать с более смелыми цветами, его палитра стала светлее. Он ходил по улицам своего нового города и рисовал множество сцен, с которыми ежедневно сталкивался. Так его внимание привлекала ветряная мельница ресторана с танцевальным залом «Мулен де ла Галетт» в районе Монмартр, где в то время жил его брат.

«Выход из протестантской церкви в Нюэнене», 1884-1885. Нюэнен, Нидерланды.
«Выход из протестантской церкви в Нюэнене», 1884-1885. Нюэнен, Нидерланды.

В 1882 году отец Ван Гога получил должность протестантского пастора в Нюэнене, и в декабре 1883 года их семья туда переехала. Несмотря на сложные отношения с родителями, Винсент поселился с ними в одном церковном доме и прожил там до мая 1885 года. Картину «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» он написал в подарок матери, когда в их отношениях наступила небольшая оттепель. Но выбор сюжета для полотна говорит о желании художника сделать приятное и своему отцу, изобразив на картине его приход. Так Ван Гог хотел сблизиться с родителями.

«Вид на море у Схевенингена», 1882. Гаага, Нидерланды.
«Вид на море у Схевенингена», 1882. Гаага, Нидерланды.

Ван Гог впервые отправился в голландский приморский город Гаага в 1869 году, когда ему было всего 16 лет. Там он познакомился с работами других европейских художников 19 века, некоторые из которых впоследствии вдохновили его на более поздние пейзажные работы.

Особое влияние на Ван Гога оказал Антон Мауве — голландский художник-реалист, один из ведущих представителей Гаагской школы. В конце 1881 года Ван Гог провел 3 недели в студии Мауве. В это время он впервые начал экспериментировать с цветом и плотной текстурой, часто создавая многослойные масляные картины.

Среди тех полотен – «Вид на море у Схевенингена» – изображение пасмурного, ветреного дня на берегу моря недалеко от его дома. На самом деле, было так ветрено, что на поверхности картины до сих пор остались песчинки, что свидетельствует о том, что Ван Гог писал ее в тот день на пленэре.

Узнали Ван Гога с новой стороны и хотите еще? Тогда можете записаться на арт-марафон «Художники, перевернувшие историю». Чтобы подробнее ознакомиться с программой курса (он посвящен 12 самым знаменитым художникам с 1300 по 2021 год), листайте дальше и переходите на сайт нашего лектория.