В увлекательном выступлении на TEDxStanford "Иногда хорошо отказаться от водительского кресла" профессор маркетинга Баба Шив рассказывает, что дискомфорт от принятия решений распространяется на ментальное здоровье.
В психологии есть классическое исследование, известное как "эксперимент с джемом". Его провела Шина Айенгар в тот период, когда работала в Стэнфордском университете. По ее мнению, местный супермаркет — вполне подходящее место для того, чтобы понять, как люди делают выбор.
Представьте, что вы идете по улице и наткнулись на два киоска, продающих джем. Один киоск продает 24 различных вида джема, а другой продает 6 видов джема.
У какого киоска вы, скорее всего, остановитесь и попробуете джем?
Как показывают результаты научного эксперимента Колумбийского университета большинство людей говорят, что они остановятся у киоска, где продаются 24 вида джема. Люди любят выбор и данные эксперимента подтверждают, что в голове потребителя выбор приравнен к контролю.
Однако, несмотря на то, что большинство людей думают, что они с наибольшей вероятностью купят банку в киоске с 24 вида джема, исследования доказали, что вы с гораздо большей вероятностью купите джем в киоске с 6 видами. Психологи обнаружили, что когда дело доходит до покупки джема, 30% людей выбирают банку в киоске, который предлагал меньший выбор, но только 3% людей приобрели бы банку в киоске, с большим выбором джема.
Парадокс выбора приводит к параличу выбора
Почему, когда нам дают больше вариантов, мы с меньшей вероятностью не сделаем выбор? Речь идет о «параличе выбора». Многообразие вариантов приводит к отказу человека от их сравнения и принятия решения об "адекватном выборе".
Больше выбора требует больше времени и усилий (пройти и сравнить все). Это может привести к тревоге, стрессу, несчастью, высоким ожиданиям, сожалению и даже чувству вины, в случае, если будет сделан плохой выбор. Трудно принять правильное решение, когда вы перегружены информацией. Ваш мозг не может эффективно обработать выбор.
Вместо риска сделать плохой выбор вы скорее решите вообще его не делать.
Это противоречит тому, как большинство моделирует свое возможное решение. Да, люди, как известно, плохо предсказывают свое собственное поведение.
Интересный вывод из опыта с джемом заключается в том, что люди, которые купили банку джема в меньшем киоске, были гораздо более удовлетворены.
Таким образом, когда нам дают слишком много выбора, мы гораздо менее довольны окончательным выбором, который мы делаем. Это потому, что нам все еще интересно, приняли ли мы правильное решение.