Найти тему
Григорьев Федор

Почему коммунизм неизбежен, а марксизм необходим?

Дуб - дерево. Роза - цветок. Олень -

животное. Воробей - птица. Россия -

наше отечество. Смерть неизбежна.

П. Смирновский.

Учебник русской грамматики.

Начнём первую публикацию с глупой шутки - коммунизм, он как смерть, неизбежен. А марксизм необходим нам как воздух. Два этих утверждения являются взаимосвязанными и не существуют одно без другого. Начнём с первого утверждения - коммунизм неизбежен. Многие с этим утверждением не согласятся. Ведь многим кажется странным, что люди, которые всю свою историю провели в войнах, грабежах, изнурительном труде, смогут построить общество без этого. И тут коммунизм - сладкая утопия, мир в котором, как пел Летов, все будет бесплатно, все будет в кайф и там не надо будет умирать (а также работать, воевать и искать товары по акции). Для того, чтобы понять, как вообще возможно такое общество, нам понадобится разобраться в марксизме.

В основе марксизма лежит диалектический материализм - философское направление, главным постулатом которого является первичность материального мира и его вечная изменчивость. При этом мир изменяется не хаотично, а по определённым законам. Эти законы распространяются также и на человеческое общество. На заре своей истории человечество жило племенами. Всё необходимое для жизни племена брали из окружающей среды. В этом они мало отличались от животных. Весь добытый продукт распределялся между членами племенами примерно поровну.

По вопросу развития общества рекомендуем читать эту книгу.
По вопросу развития общества рекомендуем читать эту книгу.

Энгельс называет этот этап "первобытным коммунизмом". Но на определённом этапе, с появлением первых орудий труда, земледелия и скотоводства у племенных общин начинают образовываться излишки продукта, т.н прибавочной продукт. Вместе с этим появляется возможность для появления классового общества. Теперь для выживание общины потребность всех и каждого в труде постепенно отпадает. Образуются первое классовое общество: рабовладельческое. С этого момента начинается история эксплуатации человека человеком. Со временем изменялись формы этой эксплуатации, от рабовладении человечество перешло к феодализму, затем к капитализму. Таким образом, развитие человечества - это непрерывный процесс. И, благодаря марксизму, мы можем выделить основные закономерности этого развития и на основе этого прогнозировать его будущее. Как мы знаем из диалектики, первичной является материя. Выше уже говорилось, что законы диалектического развития также применимы и к развитию общества. В основе существования общества лежат производительные силы, т. е. возможности этого самого общества для производства необходимых продуктов. В процессе производства возникают производственные отношения. Разберёмся на примере, чтобы лучше понять, что это такое. К производственным отношениям относятся отношения между членами общины, которые работают сообща, чтобы прокормить себя или, если брать современность, отношения возникающие между владельцами предприятий и его наемными рабочими, при которых владелец старается получить со своих работников как можно больше, затратив на это как можно меньше. Вместе производительные силы и производственные отношения составляют базис общества. В то время как юридические отношения, законы, культура, религия и так далее составляют его надстройку. Можно провести аналогию с деревом, корни которого скрыты под землёй, а ствол и ветви видны на поверхности. Базис - это корни дерева, от которых зависит, какой дерево примет вид. Только, в отличие от корней базис находится в постоянном развитии, с ним и меняется само дерево - надстройка. И тут мы подходим к ответу на второй вопрос, почему марксизм необходим? Потому что он показывает нам корни этого дерева. Как говаривал Козьма Прутков "Зри в корень!". Благодаря марксизм у мы со всей ясностью понимаем закономерности развития общества. А закономерности эти таковы: производительные силы общества постоянно растут и вместе с их ростом меняются и производственные отношения. С изменим базиса меняется и надстройка. Тут не обойтись без диалектики (переход количества в качество), но пока оставим её в стороне, поговорим по простецки. В какой-то момент старые производственные отношения тормозят развитие общества и происходит смена надстройки. Таким образом человечество перешло от первобытного докласового общества к обществу эксплуататорскому, классовому. Но развитие базиса не останавливается. Сейчас уровень производства достиг практически такого уровня, когда можно взять от каждого по его способностям и дать каждому по его потребностям. Но пока существуют старые производственные отношения, сохраняется капиталистический способ производства этот принцип остаётся неосуществимым. Но рано или поздно противоречие между базисом и настройкой достигнут такого уровня, когда старая надстройка просто не сможет существовать. Так было и во времена зарождения капитализма, когда произошла Великая Французская революция, так будет и в будущем.

-3

Мы кратко сейчас прошлись по основам марксизма и готовы дать ответ на вопрос, который поставили в начале статьи. Коммунизм неизбежен исходя из закономерностей развития общества, а марксизм необходим для того, чтобы понять эти закономерности. Конечно, мы очень кратко и упрощенно прошлись по некоторым его ключевым местам, но все, кто захочет причаститься всегда можно обратиться к первоисточникам: Марксу и Энгельсу.