Дуб - дерево. Роза - цветок. Олень -
животное. Воробей - птица. Россия -
наше отечество. Смерть неизбежна.
П. Смирновский.
Учебник русской грамматики.
Начнём первую публикацию с глупой шутки - коммунизм, он как смерть, неизбежен. А марксизм необходим нам как воздух. Два этих утверждения являются взаимосвязанными и не существуют одно без другого. Начнём с первого утверждения - коммунизм неизбежен. Многие с этим утверждением не согласятся. Ведь многим кажется странным, что люди, которые всю свою историю провели в войнах, грабежах, изнурительном труде, смогут построить общество без этого. И тут коммунизм - сладкая утопия, мир в котором, как пел Летов, все будет бесплатно, все будет в кайф и там не надо будет умирать (а также работать, воевать и искать товары по акции). Для того, чтобы понять, как вообще возможно такое общество, нам понадобится разобраться в марксизме.
В основе марксизма лежит диалектический материализм - философское направление, главным постулатом которого является первичность материального мира и его вечная изменчивость. При этом мир изменяется не хаотично, а по определённым законам. Эти законы распространяются также и на человеческое общество. На заре своей истории человечество жило племенами. Всё необходимое для жизни племена брали из окружающей среды. В этом они мало отличались от животных. Весь добытый продукт распределялся между членами племенами примерно поровну.
Энгельс называет этот этап "первобытным коммунизмом". Но на определённом этапе, с появлением первых орудий труда, земледелия и скотоводства у племенных общин начинают образовываться излишки продукта, т.н прибавочной продукт. Вместе с этим появляется возможность для появления классового общества. Теперь для выживание общины потребность всех и каждого в труде постепенно отпадает. Образуются первое классовое общество: рабовладельческое. С этого момента начинается история эксплуатации человека человеком. Со временем изменялись формы этой эксплуатации, от рабовладении человечество перешло к феодализму, затем к капитализму. Таким образом, развитие человечества - это непрерывный процесс. И, благодаря марксизму, мы можем выделить основные закономерности этого развития и на основе этого прогнозировать его будущее. Как мы знаем из диалектики, первичной является материя. Выше уже говорилось, что законы диалектического развития также применимы и к развитию общества. В основе существования общества лежат производительные силы, т. е. возможности этого самого общества для производства необходимых продуктов. В процессе производства возникают производственные отношения. Разберёмся на примере, чтобы лучше понять, что это такое. К производственным отношениям относятся отношения между членами общины, которые работают сообща, чтобы прокормить себя или, если брать современность, отношения возникающие между владельцами предприятий и его наемными рабочими, при которых владелец старается получить со своих работников как можно больше, затратив на это как можно меньше. Вместе производительные силы и производственные отношения составляют базис общества. В то время как юридические отношения, законы, культура, религия и так далее составляют его надстройку. Можно провести аналогию с деревом, корни которого скрыты под землёй, а ствол и ветви видны на поверхности. Базис - это корни дерева, от которых зависит, какой дерево примет вид. Только, в отличие от корней базис находится в постоянном развитии, с ним и меняется само дерево - надстройка. И тут мы подходим к ответу на второй вопрос, почему марксизм необходим? Потому что он показывает нам корни этого дерева. Как говаривал Козьма Прутков "Зри в корень!". Благодаря марксизм у мы со всей ясностью понимаем закономерности развития общества. А закономерности эти таковы: производительные силы общества постоянно растут и вместе с их ростом меняются и производственные отношения. С изменим базиса меняется и надстройка. Тут не обойтись без диалектики (переход количества в качество), но пока оставим её в стороне, поговорим по простецки. В какой-то момент старые производственные отношения тормозят развитие общества и происходит смена надстройки. Таким образом человечество перешло от первобытного докласового общества к обществу эксплуататорскому, классовому. Но развитие базиса не останавливается. Сейчас уровень производства достиг практически такого уровня, когда можно взять от каждого по его способностям и дать каждому по его потребностям. Но пока существуют старые производственные отношения, сохраняется капиталистический способ производства этот принцип остаётся неосуществимым. Но рано или поздно противоречие между базисом и настройкой достигнут такого уровня, когда старая надстройка просто не сможет существовать. Так было и во времена зарождения капитализма, когда произошла Великая Французская революция, так будет и в будущем.
Мы кратко сейчас прошлись по основам марксизма и готовы дать ответ на вопрос, который поставили в начале статьи. Коммунизм неизбежен исходя из закономерностей развития общества, а марксизм необходим для того, чтобы понять эти закономерности. Конечно, мы очень кратко и упрощенно прошлись по некоторым его ключевым местам, но все, кто захочет причаститься всегда можно обратиться к первоисточникам: Марксу и Энгельсу.