Текущие события в Афганистане устрашающе напоминают некоторые из самых ужасных стратегических ошибок 1970-х годов. После объявления о своем внезапном и практически полном выводе американских войск из Афганистана президент Джо Байден вынужден отправить в Кабул дополнительно 5000 военнослужащих для обеспечения безопасности международного аэропорта имени Хамида Карзая. Это делается для того, чтобы американцы могли эвакуировать большую часть персонала Госдепартамента из массивного посольства в афганской столице, подвергшейся боевым действиям.
Между тем, американская разведка изменила свою первоначальную оценку прогресса наступления талибов на Кабул: если исходное предположение заключалось в том, что талибы будут на окраинах Кабула через 90 дней, военные теперь считают, что это займет у них всего около 30 дней. Однако все произошло гораздо быстрее. Когда это происходит, американцы в обширном комплексе посольства находятся в процессе сжигания конфиденциальных документов и готовятся к быстрому уходу – такого, который определился большим американским опытом в развивающемся мире с 1970-х годов (Вьетнам, Иран, Сирия и Ливия, например).
Однако совершенно неясно, каковы намерения администрации Байдена в отношении судьбы посольства в Кабуле. Смогут ли вооруженные силы США, развернутые для обеспечения безопасных проходов между посольством и аэропортом, оставаться там достаточно долго, чтобы эвакуировать персонал из посольства, или потребуются дополнительные подкрепления, чем ближе – и быстрее – Талибан доберется до него?
Начиная с 2010-го года тогдашний президент Барак Обама курировал завершение строительства посольства США в Кабуле стоимостью 773,9 миллиона долларов (вы прочитали это число правильно). Это одно из крупнейших посольств США в мире. Когда Обама санкционировал финансирование проекта, все в то время интерпретировали это как сигнал о том, что Соединенные Штаты планируют остаться в Афганистане – или, по крайней мере, в Кабуле – на неопределенный срок. Можно поспорить, что афганское правительство и его военные предполагали, что американцы действительно собирались оставаться очень долгое время.
Но политика в Вашингтоне изменилась. Теперь администрация Байдена хочет уйти любой ценой – даже если факты на местах не способствуют быстрому сокращению американских сил. Однако Байден сделал свой выбор, и его никто не отговорит. В результате талибы набирают силу по всей стране – и любой американец, который останется в этом городе, пострадает от последствий.
Все эти события в Афганистане устрашающе напоминают одни из самых ужасных стратегических ошибок 1970-х годов. Это напоминает гонку по вывозу осажденных сотрудников посольства из последнего американского редута во Вьетнаме, в то время как страна находилась на грани враждебного захвата. Но, это не единственный неудачный момент, когда США готовы вновь превратится в отступающую сверхдержаву.
Предположим, что американские военные не могут безопасно перевезти огромное количество сотрудников посольства и их семьи в аэропорт? Или что, если талибы подойдут достаточно близко к международному аэропорту Хамида Карзая, чтобы они могли использовать тяжелое оружие для повреждения взлетно-посадочных полос, тем самым сделав упорядоченную и безопасную эвакуацию американского персонала невозможной?
Это то, что произошло к концу вывода американских войск из Сайгона, поэтому Соединенные Штаты были вынуждены полагаться на свой парк вертолетов для выполнения той работы, на которую самолеты больше не могли. И, в отличие от Вьетнама, Афганистан – страна, не имеющая выхода к морю, с сомнительными линиями снабжения, ведущими в далекие океаны, где больше всего преобладает американская мощь.
Администрация Байдена справедливо подверглась критике со стороны прессы за то, что она явно умоляла Талибан оставить безнаказанным слоновье посольство Америки, когда те маршировали к столице. Очевидно, есть опасения, что последнее военное решение Байдена по спасению посольства может оказаться недостаточным для решения поставленной задачи. И, если эти усилия потерпят неудачу, можно ожидать, что ситуация превратится из повторения Сайгона в ужасное повторение иранского кризиса с заложниками в 1979-м году, когда сотрудники американского посольства были взяты в заложники во время хаотической смены режима в Иране от проамериканской монархии, яростно сопротивлявшейся антиамериканскому исламистскому государству. Теперь проамериканское правительство в Кабуле сменилось антиамериканским исламистским государством во главе с Талибаном. Повторится ли история в Кабуле? Нас ждет еще один кризис с заложниками?
Разумеется, всей этой ситуации можно было бы избежать, если бы президент Байден просто следовал диктату Дохинского соглашения, которое его предшественник Дональд Трамп разработал с Талибаном. В рамках вывода американских войск из Афганистана талибы согласились работать с установленным США афганским правительством, а не вести с ним войну после того, как американцы уйдут. В тот момент, когда был исполнен приказ президента Байдена о выводе войск, второй момент, когда большинство американских сил покинуло Афганистан, талибы начали убивать афганских лидеров и маршировать в сторону Кабула.
На кону авторитет США. Мы стоим на пороге еще одной ужасающей демонстрации американского бессилия. Однако это можно изменить, если Байден изменит свое решение о выводе войск США и начнет разрушительную контратаку на боевиков Талибана, которые теперь сосредоточились на открытом поле боя. После того, как талибы сократят масштабы своего присутствия в городе, американцы смогут осуществить поэтапный и упорядоченный вывод из страны, обеспечивая при этом своим союзникам разумные шансы на выживание. Если нет, то будут перефразированы самые худшие аспекты 1970-х годов с небрежной эвакуацией посольств и кризисами с заложниками в Афганистане.
Мир наблюдает. Регион горит. Байден терпит неудачу. Америка уязвима. Таким образом, подтверждение заявлений Китая о том, что Америка находится в окончательном упадке, кажется уместным для многих наблюдателей за пределами вашингтонского пузыря.
БРЭНДОН ДЖ. ВАЙХЕРТ