Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил по телевидению в воскресенье и понедельник, защищая прекращение военной приверженности Вашингтона Афганистану и преуменьшая унизительное завоевание страны талибами, исламистской группировкой, свергнутой США два десятилетия назад. Это был мастер-класс по раскручиванию, способ американского политика заставить катастрофу хорошо выглядеть. Или, по крайней мере, найти способ обвинить в ее существовании кого-то еще.
Блинкен назвал три разрозненных пункта, призванных убедить домашнюю аудиторию в правомерности вывода войск. Первая заключалась в том, что десять лет назад смерть Усамы бен Ладена от рук американцев была успешной реализацией целей США в Афганистане. Во-вторых, афганцы должны иметь возможность позаботиться о себе сами, и их поддержка не в национальных интересах Америки. И, в-третьих, президент Джо Байден унаследовал решение о выходе от своего предшественника Дональда Трампа, так что еще ему оставалось делать?
Эти оправдания, безусловно, не будут иметь никакого значения для афганцев, которые сталкиваются с перспективой правления в условиях фанатичной интерпретации исламского права талибами. Но для Блинкена цель состоит в том, чтобы защитить Байдена от негативных политических последствий, особенно если Талибан снова станет укрывать террористов.
Высокопоставленные военные представители самого Байдена уже предсказывали, что это произойдет. На слушаниях в сенате США 18 июля и министр обороны Ллойд Остин, и начальник штаба генерал Марк Милли заявили, что у террористических групп есть шанс возродиться в течение двух лет после ухода США. Затем Милли зловеще добавил: – «И я думаю, что если произойдут некоторые другие вещи – если произойдет крах правительства или роспуск афганских сил безопасности – этот риск, очевидно, возрастет».
Коллапс и распад пришли в воскресенье быстро и яростно. Тысячи афганцев бежали из столицы, президент страны скрылся в изгнании, а боевики Талибана в тюрбанах бродили по президентскому дворцу. Байден выступил за вывод войск. Следовательно, необходимо винить Дональда Трампа, который действительно пообещал вывести войска к 1 мая. Но, Байден выступил за уход задолго до того, как Трамп появился на политической сцене. Еще в 2009-м году, когда он был вице-президентом при Бараке Обаме, Байден рьяно выступал за уход из Афганистана. Его рассуждения были похожи тогда, как и сейчас: США уже сделали все возможное для наращивания афганских сил.
В 2011-м году, после смерти бен Ладена, Байден снова заявил, что миссия должна быть прекращена. Обама согласился и пообещал полный уход к 2014-му году. Однако осуществление плана было сорвано появлением в Афганистане террористической организации «Исламское государство». Обама отменил свое обещание, хотя к тому времени, когда он покинул свой пост, численность войск США сократилась со 100 000 до всего лишь 5 800 человек. Блинкен все это знает – в то время он был советником Байдена по внешней политике, – но лучше не признавать этого, если что-то пойдет не так.
И они это сделали. Блинкен столкнулся с другой дилеммой: как объяснить очевидную неспособность подготовиться к беспорядку. В прямом эфире спектакля о почти мгновенном захвате власти талибами президент быстро столкнулся с обвинениями в некомпетентности. Ни он, ни его агенты разведки, похоже, не знали о возможностях талибов.
В начале июля Байден занялся предсказаниями, что он приглашает к трагически-комической кульминации, которая характеризовала окончание войны во Вьетнаме – событию, увековеченному видом вертолетов, снимающих американских солдат с крыши посольства США в Сайгоне и управляющих ими. далеко. «Не будет обстоятельств, при которых вы увидите, как людей снимают с крыши посольства США в Афганистане», – сказал Байден репортерам 8 июля, – «Вероятность того, что Талибан захватит все и будет владеть всем страна крайне мала».
На прошлой неделе представители американской разведки заявили журналистам, что пройдет не менее месяца, а возможно, и до 90 дней, прежде чем Талибан сможет взять Кабул. «Это не Сайгон», – настаивал Блинкен. Ой! А. все опять также. Байден почему-то всегда оказывается в компании, когда дело касается ошибок на Ближнем Востоке. Гротескные ошибки, допущенные президентами США, с начала нашего столетия составляют уже целую серию ошибок.
В 2011-м году администрация Обамы отметила свержение диктатора Ливии Муаммара Каддафи. Адмирал США Джеймс Ставридис, курировавший военное вмешательство НАТО под руководством США, назвал его «моделью» и «историей огромного успеха» для альянса. Но. Ливия все еще продолжает вести гражданскую войну.
Конечно, было печально известное заявление Джорджа Буша о «выполненной миссии» в 2003-м году, всего через три месяца после вторжения в Ирак под руководством США. США боролись с различными восстаниями в стране до 2011-го года и вернулись при Обаме в 2014-м году, чтобы помочь победить Исламское государство – рутинную работу, которую он передал Трампу. А затем была угроза «красной линии» Обамы в 2012-м году атаковать сирийские силы за использование ими химического оружия. Отказ от этой угрозы открыл путь к неограниченному вмешательству России в сирийскую гражданскую войну.
Уход Байдена и его беспорядочные последствия уже вошли в этот пантеон ошибок. Он просто не хочет владеть этим – самой сутью хода событий.
DANIEL WILLIAMS