7 августа Куба легализовала малый и средний частный бизнес, означает ли это, что социализму на Острове Свободы пришёл конец? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в некоторых аспектах кубинской экономики. Включаем песню прикреплённую к посту и начинаем.
Если вы читали мой разбор про ситуацию в ЮА, то наверняка помните, что во второй части Куба также упоминалась (Сам пост). Там, в частности, говорилось о санкциях США, об убытках и не только. Главной темой там были протесты населения. Мной был сделан прогноз, что правительство Кубы пойдёт на уступки, так оно и случилось. Но сначала немножечко истории.
После революции на Кубе был взят курс на построение социализма, а значит, на индустриализацию, коллективизацию и etc. Естественно, Штатам такое не понравилось, и они попытались вернуть Кубу в свою сферу влияния, но не вышло. Так островок на Карибах и превратился маленькую, но всё же занозу в американской заднице. Остров Свободы, в свою очередь, стал ориентироваться на Восточный блок с СССР во главе. Началось тесное сотрудничество во всех сфера, а главное — в экономическом. СССР закупал сахар (пожалуй, главный источник дохода Кубы), табак, ром и ещё всякого по мелочи.
В свою очередь, СССР поставлял технику для индустриализации, необходимые ресурсы, ширпотреб и даже еду. Последнее, кстати, связано с тем, что остров в целом зависим от поставок из вне, ибо до сих пор не решён вопрос обеспечения продовольственной безопасности: большая часть продуктов завозится.
В 80-е был достигнут прогресс во многих отраслях, но работы, как и проблем было ещё очень много, их предстояло решить. Например, так и не был закрыт вопрос с энергетической независимостью. СССР планировал построить АЭС на Кубе, дабы устранить проблему с энергией. Но вот случилась Катастройка, она же Горбастрофа, помощь Кубе начала значительно сокращаться, а потом и вовсе прекратилась, а там и Союз рухнул. Восточного блока не стало. Кубинская экономика получила серьёзнейший удар: потери около 80% импорта и экспорта, валовой внутренний продукт упал на 34%. Поставки лекарств и продуктов питания практически прекратились или же поступали крайне медленно. Энергетический кризис парализовал важнейшие отрасли страны.
Уже капиталистическая Россия отказалась поставлять нефть, которую регулярно поставлял СССР, и в добавок прекратило строительство АЭС на Кубе. Первый энергоблок был готов на 95%, второй только на 25%. Резкое снижение потребления топлива населением, за 2 года на 20% от прошлого уровня. Большинство транспорта, комбайны, трактора, промышленные и сельскохозяйственные системы прекратили свою работу. Та нефть, что не использовалась Кубой, реэкспортировалась в другие страны, что давало неплохой источник дохода. Началась острая нехватка пищи, благо, голода удалось избежать. Короче, описывать проблемы Кубы тех лет можно ещё очень долго.
Маленькая страна с красным знаменем осталась одна в мире победившего капитализма. Что делать? Адаптироваться! Началась эпоха «Особого периода в мирное время»: жёсткая экономия, и попытки встраивания в мировую рыночную систему. В 1994 году начались протесты на острове, в связи с тем, что часть населения была недовольна тем что происходит. Граждане требовали перемен и свободного выезда из страны. Тогда к народу вышел уже немолодой Фидель Кастро, и выступил с речью. Команданте заявил, что любой желающий сможет покинуть Кубу, а также, что будут проводится реформы, дабы улучшить ситуацию в стране. Интересно, что к моменту выступления Фиделя, на улице стали собираться и сторонники властей, коих также было не мало. По итогу выступления народ кричал «¡Viva Fidel!». Требования противников были услышаны, а сторонники были рады своему лидеру.
Те, кто желал покинуть Кубу, действительно сделали это!
В августе того же года более 30 тысяч кубинцев покинули страну. 9 сентября было заключено кубино-американское соглашение о контролируемой миграции. Администрация президента Клинтона гарантировала выдачу 20 тысяч виз в год при наличии соответствующих запросов. Но санкции никуда не делись.
А что же с экономикой?
Чтобы выжить и сохранить основы социализма, Куба стала приспосабливаться и вводить рыночные элементы: увеличение самостоятельности гос. предприятий, право на индивидуальный труд, открытие аграрных и индустриальных рынков и привлечение иностранного капитала. Введение права частной собственности на средства производства основывалось исключительно на личном труде самозанятого и членов его семьи без привлечения наёмного труда.
Да, прошаренные читатели уже поняли, что всё это напоминает эпоху НЭПа в СССР. В тоже время, чем-то это похоже на сталинские артели, в которых ценообразование согласовывалось с государством, а также нельзя было иметь более 25% наёмных рабочих от всего персонала.
Так Куба смогла дожить до 1999 года, почему именно этот год так важен? Потому что Венесуэле пришёл к власти социалист Уго Чавес. А как известно, у Венесуэлы есть нефть, и много. Куба смогла снова получать столь необходимый ресурс, так ещё и по особым тарифам, что сделало их жизнь чуточку проще.
Помимо этого, началась активная торговля с Китаем, которая с годами становится всё активнее. В нулевые произошло потепление отношений с РФ и возобновление сотрудничества в некоторых сферах, развивающееся и по сей день.
Казалось бы, всё не так уже и плохо, трудности преодолены, и страну ждёт светлое будущее! Но не тут-то было...
В 2008 году жахнул небезызвестный кризис, который коснулся и главного героя этого текста. Кризис продолжается и усугубляется.
Гавана не была не способна выплачивать дивиденды и проценты по кредитам зарубежным инвесторам. Это стало одной из основных причин продолжения реформ. В добавок накопились негативные последствия «Особого периода»: упадок морального состояния рабочих, прогулы, кражи на производстве, незаконная торговля, проституция и криминал. В связи с борьбой с коррупцией, бюрократизмом и кумовством были инициированы перестановки во власти, из-за чего несколько высших государственных чиновников лишились своих должностей.
В 2011 году были определены направления реформ. Акцент был сделан на трёх принципах:
1. Система социалистического планирования остаётся основным методом управления национальной экономикой, но она должны быть реформирована. План держит “невидимую руку” рынка.
2. Экономическая модель признаёт, кроме социалистических предприятий, различные формы иностранных капиталовложений, кооперативов, мелких землевладельцев, арендаторов, частных предпринимателей.
3. В частном секторе устанавливается ограничение на концентрацию собственности.
Так на Кубе официально появились и другие формы собственности помимо социалистической: кооперативная, смешанная и, конечно же, частная.
Экономика стала переходить на хозрасчёт, т.е. на принцип самоокупаемости. Это значит, что нерентабельные предприятия должны быть закрыты или реорганизованы. Важным моментом является тот факт, что ведущую роль в экономике всё ещё играет государство, которое не позволяет скатиться стране на уровень Кубы при Батисте или какого-нибудь Гаити (любого периода с момента обретения независимости).
Конечно, такие реформы оказали как положительное, так и негативное влияние. В стране появился дисбаланс по доходам: работники туристического сектора имеют значительно более высокие доходы, чем всё остальное рабочее население. В социалистической стране появились «новые богачи» и теневой бизнес. Касательно положительного, можно отметить, что данные меры привели к решению проблемы задолженности перед иностранными кредиторами. После реструктуризации долгов Куба получила доступ к финансовым рынкам и смогла вновь привлекать инвестиции.
Так было до 2019 года, реформы продолжались в своём темпе, кто-то поддерживал этот курс, кто-то осуждал. Но тут произошло несколько вещей, которые ухудшили ситуацию: поставки дешёвой венесуэльской нефти сократились, цены на кубинский никель упали, основные отрасли хозяйства — биофармацевтика, медицинские услуги и туризм — под санкциями США, которые особенно усилились в 2019 году. В тоже время кубинцы одобрили новую конституцию, где закреплено право частной собственности на средства производства.
А в 2020 мир поглотила новая болячка, которая касается абсолютно всех. Естественно, туристических бизнес сдулся во всех странах тут же, что уж говорить про нашу родную Кубу.
С 90-х для Кубы начался тяжелейший этап. В 2021 году кубинцы стали выходить на улицы с требованием реформ. Народ всё также разделился на двое, кто за власть, кто против. Погромили улицы и затихли, что удивительно, обошлось всё малой кровью, а именно смертью одного человека.
И вот начались новые реформы: Правительство Кубы одобрило в пятницу вечером указ закона, который разрешает деятельность частных и государственных малых и средних предприятий. Это мера, которая способствует экономическим реформам в социалистической стране, в которой преобладает государственное управление.
Отныне на Кубе разрешено создавать микро-компании с численностью до 10 сотрудников, малые компании до 35 сотрудников и средние — до 100 рабочих.
Касательно уступок протестующим, ещё в июле временно разрешили для путешественников беспошлинный ввоз продуктов питания и медикаментов, эта система продлится до конца года. Премьер Кубы Марреро Крус отметил, что беспошлинный ввоз был требованием многих путешественников, правительство оценит ситуацию после 31 декабря.
Вывод: несмотря на всевозможные трудности, коммунистической партией Кубы удаётся оставаться у власти и проводить реформы, которые требует ситуация. Гаване удаётся держаться на плаву и без помощи Большого брата под санкциями США, хоть и цена этому велика. Сами же реформы ведут страну к капитализму, и будет ли конец этим реформам — пока неизвестно. Народ всё также разделён на 2 стороны, что показывают проправительственные демонстрации этим летом в ответ на митинги недовольных. Ещё можно вспомнить заявление кубинского боксёра в лёгком весе Энди Круса, который взял золото на ОИ 2020. Перед матчем за золотую медаль, с американским боксёром Кейшеном Дэвисом, Круз заявил, что он будет "бороться за свой народ, социализм и революцию".
Однако, нельзя сказать, что кубинская "Перестройка" пошла по пути СССР, скорее, это напоминает китайский сценарий, хоть и со своей спецификой. Государство как может, но всё ещё держится у экономики, при этом пытаясь совместить элементы социализма с капитализмом. Через пару лет можно будет подвести итоги этих реформ и сделать вывод, к чему же всё приведёт. Как мне кажется, Куба попытается стать "латиноамериканской КНР" образца начала 90-х. Однако, нет никакой гарантии, что по итогу этой Перестройки всё не закончится также, как с Советским Союзом в 1991 году. Это будет возможно, только в том случае, если внутри коммунистической партии Кубы наступит раскол, и часть гос. аппарата поддержит новые протесты, которые будут нацелены на смену правительства.
Кубинское правительство вроде и не думает унывать, оно продолжает борьбу в своей стране с вирусом, проводит реформы, и стремится к улучшению ситуации и не готово ложиться под США. Как вы помните, в Южной Америке всё ещё не спокойно, и в странах возможен левый поворот, который, например, случился в Перу. А если это произойдёт, давление на Кубу будет существенно снижено.
P.S.: Естественно, в формате маленького поста многие детали и аспекты опущены, ибо охватить всё за один пост просто невозможно. Этот текст написан дабы прояснить ситуацию на Кубе в целом. Viva la Cuba!
Отблагодарить авторов вы можете подпиской на канал и лайком статьи. Все статьи перенесены на Яндекс.Дзен из ВКонтакте авторами Cat_News и Повернутые на Войне , а фотографии взяты из открытых источников.