Часто бывает, что посетители не планируют свой визит заранее, а в последний момент решают заказать экскурсию. Им может быть интересна какая-то конкретная тема, или хочется посмотреть основные экспонаты, а времени не хватает.
Не надо так делать! Я прекрасно понимаю, что каждая поездка может быть единственной, и хочется вынести из нее как можно больше знаний и впечатлений. Вот только такой визит лучше планировать заранее. Тогда и экскурсовод сразу сориентируется, как лучше построить маршрут и на что обратить внимание.
К тому же, это будет мотивировать и самих посетителей. Они точно будут знать, что экскурсия уже заказана, и будут контролировать свое время. Неожиданные экскурсанты за 5 минут до закрытия касс — не самое приятное явление в работе экскурсоводов.
Если же посетители просят тематическую экскурсию, необходимо учитывать её специфику и подобрать специалиста по нужной теме. Может так случиться, что посетители просят, например, экскурсию по новой выставке, а провести её может только один экскурсовод из всего отдела. Все остальные сотрудники — либо новички, либо специализируются по другим темам и не могут подробно рассказать о каждом из представленных на выставке предметов. Помните, что экскурсовод не обязан знать всё обо всём.
Что делают музеи, чтобы таких нежданных экскурсий было меньше? Безусловно, посетители — это хорошо, ведь они приносят музею доход. Но современные музеи учат посетителей самостоятельному взаимодействию с музейными предметами. В помощь посетителям большое количество различных интерактивных материалов, аудиогиды, мобильные приложения-путеводители, QR-коды и т. д.
Замечу, что некоторые зарубежные музеи полностью отказались от проведения индивидуальных экскурсий и даже не имеют в штате экскурсоводов. Экскурсия же преподносится как уникальное музейное мероприятие для большой сборной группы. Впрочем, иностранные туристы в российских музеях предпочитают слушать экскурсовода или гида-переводчика.
Итак, если вы хотите попасть на экскурсию, рекомендую заранее записаться. Это сделает посещение более комфортным и для вас, и для музейщиков.