Есть два популярных вопроса – зачем и почему.
Зачем, для чего, из-за чего, по какой причине – похоже, более важный для людей. Какова движущая сила, каково побуждение, которое заставляет действовать.
Почему, как, каким образом – чаще объясняет механизм и последовательность получения результата.
Если на вопрос ребёнка «Зачем читать книги?» вы станете объяснять, что так он станет умнее, разовьёт воображение и прочее – вы не ответите на его вопрос… Это ответы на вопрос «Почему читают книги?» 😊
Вот ещё похожие вопросы: «Зачем люди курят? Зачем люди играют в футбол?»
И вопрос «почему?» в этих случаях тоже имеет немного другие ответы…
Итак, зачем люди курят? Это не выгодно – курево стоит денег, на него тратится время, и даже здоровье может ухудшаться. От курящего пахнет табаком, хотя сам он этого не замечает, так как у него слегка ухудшается обоняние. Пальцы и зубы от табака желтеют, и некоторые курильщики тратят деньги на отбеливание зубов, а кто-то просто старается реже улыбаться…
Но ведь продолжают курить! Зачем? Начинают обычно в подростковом возрасте - зачем? - чтобы показать, что уже взрослые, что могут вести себя "по-взрослому". Через короткое время у курильщиков вырабатывается потребность в регулярном курении, у кого-то даже зависимость от табака.
Ответ прост – человек получает облегчение, когда удовлетворяет эту потребность организма! Примерно так же, как люди получают удовольствие, когда утоляют жажду водой. Конечно, удовольствие немного разное от табака, спорта, учёбы и от чтения. Но это общий знаменатель деятельности – это то, почему люди занимаются очень многими вещами, за которые им не платят. Люди готовы заплатить сами за свои удовольствия!
Итак, вы сами любите читать и получаете от этого удовольствие. Ребёнок спрашивает вас: «Зачем читать?» И вы объясняете ему разными словами и примерами, которые реальны для вас, но не можете убедить ребёнка. В чём же проблема?
Первое – может быть, ваши примеры для ребёнка нереальны. Попробуйте ему объяснять на его уровне понимания. У него же не было того опыта, который вы приобрели за те годы, на которые вы старше…
Второй момент более сложный. Многие дети не видят в жизни причинно-следственных связей. Некоторые взрослые тоже с трудом такое видят. И если ребёнок не сможет научиться видеть связь между тем что он делает в настоящий момент и тем, что произойдёт в будущем, то ему придётся трудно. Ещё труднее будет тем, кто вокруг него!
Как можно улучшить способность предсказывать будущее? Просите ребёнка рассказывать вам истории. Пусть он вам описывает – что происходило вокруг него и чем закончилось.
Например, я в журнале «Химия и жизнь» прочитал статью о курении. Вкратце суть такая: начинает человек курить с дорогих сигарет и курит изредка, потом курит всё чаще и постепенно переходит на более дешёвые. Затем курит много и часто - уже крепкие дешёвые сигареты. Пальцы и зубы желтеют, по утрам у него «кашель курильщика». От него и его одежды пахнет табаком. И никто не начинает с крепких сигарет, чтобы потом перейти к легким! Также есть целый букет болезней, которыми курильщики болеют чаще некурящих.
Мне этот пример причинно-следственных связей понравился. Тем более, что мой отец много курил и я мог наблюдать результаты. Я не начал курить и не курю.
А у вас есть свои примеры причинно-следственных связей в жизни?