Среди большого числа людей, далёких от ремесленной сферы, бытуют довольно странные представления о том, каким должен быть некий абстрактный «настоящий мастер», что он должен делать, а что нет. Не важно, каким именно делом этот мастер занимается: кузнец он, столяр, художник или, например, портной.
Лет десять назад с подобными мнениями можно было столкнуться в основном при личном общении с заказчиком или на ярмарках, сейчас их очень часто можно встретить в интернете, в комментариях к любой публикации на ремесленную тематику.
Давайте разберёмся с самыми часто встречающимися стереотипами о том, чего «настоящий мастер» не делает.
6 вещей, которые никогда не делает «настоящий мастер»:
Не рекламирует себя
Нигде и никак. Ярмарки, выставки, объявления о продаже изделий, размещение в магазинах – это не для настоящих мастеров. Слава мастера найдёт сама, он должен лишь скромно, усердно трудиться и однажды обретёт (может быть) заслуженное признание.
Не ясно только, на что будет жить этот мастер все те годы, за которые весть о нём доберётся до заказчиков. Сарафанное радио работает медленно, так что даже гениальный мастер может всю жизнь просидеть в гараже или подвале, мастеря свои шедевры «в пустоту».
Не ведёт блог/ соцсети
Очень похоже на предыдущий пункт, но критикуется гораздо энергичнее.
«У настоящего мастера нет времени на блоги и группы в соцсети, этим занимаются только «интернетные скоморохи» и бездари» - примерно такие формулировки встречаются с удручающей регулярностью.
На самом деле у мастера (в идеале) есть время на всё, что он считает нужным, а ведение блогов и продвижение в соцсетях – важный инструмент для укрепления репутации, привлечения клиентов и получения обратной связи от заказчиков. Если мастер не хочет или не умеет работать в этом направлении, он нанимает специалистов.
Даже для мастеров таких ортодоксальных, весьма «герметичных» видов ремесла, как храмовая роспись или изготовление церковной утвари, аккаунт в Instagram или на YouTube – обычное дело.
Не думает о деньгах, работает для души
Просто хит. Везде, где разговор идёт о цене, даже в объявлении о продаже готового изделия, можно ожидать появление подобного комментария.
«Настоящий мастер» работает за идею, по велению души, потому, что влюблен в своё дело. Деньги и цены – удел презренных торгашей, «настоящий мастер» до этого не опускается. Примерно так. Кстати, к врачам и учителям применяется такой же подход. Хочешь зарабатывать – не «настоящий».
Не использует дорогой инструмент
««Настоящий мастер» сделает шедевр чем угодно и из чего угодно, дорогой инструмент покупают дилетанты, купившиеся на маркетинг». Обычно вместе с этим идёт фраза: «Таким-то инструментом кто угодно сделает».
Некий условный мастер, быть может и сумеет, например, вырезать трёхметровую скульптуру из дуба чайной ложкой, но зачем ему это? Хорошим инструментом работать проще и быстрее, поэтому и стоит хороший инструмент довольно дорого. Но и сам факт наличия хорошего и дорогого инструмента и материалов не делает человека мастером. Без соответствующих навыков любой инструмент бесполезен.
Не делится секретами
Во-первых, потому, что у него есть какие-то уникальные древние секреты, доставшиеся по наследству от учителей былых времён. Во-вторых, чтобы «не плодить конкурентов», которые, заполучив тайные знания, тут же разбогатеют нечестным путём.
Соответственно, все, кто рассказывает и показывает тонкости своей работы – не настоящие мастера.
Это, видимо, отголоски рассказов о жизни средневековых ремесленных гильдий. Сейчас какие-то хитрые, малоизвестные тонкости сохранились, разве что, в среде реставраторов и иконописцев. Да и то, вся информация уже опубликована в книгах, журналах и на специальных сайтах. Кому нужно – ищет и находит.
Мастера активно распространяют свои знания через те же блоги, чтобы помочь новичкам и чтобы ремесло не пропало под давлением повсеместного ширпотреба.
Не существует
Повсеместно звучащее мнение о том, что «раньше были настоящие мастера, сейчас их не осталось», основано на том, что говорящий такое не только не имеет представления о современной действительности, но и вообще не интересуется этой темой. Проще сказать, что мастеров нет, чем пойти на выставку, ремесленный фестиваль, хотя бы прогуляться по сети интернет.
На всё это можно было бы не обращать внимания, но упорное повторение подобных фраз имеет ощутимые последствия: мы имеем огромное количество никому не известных талантливых людей старшего поколения, воспитанных на подобных стереотипах и забросивших своё дело, потому что не получили в нужное время ни эмоциональной, ни финансовой отдачи от своего труда. Большинство из нас может вспомнить отличного художника, столяра, резчика, который жил по соседству и творил восхитительные работы, но потом внезапно куда-то исчез. Потому и исчез: не рекламировал себя, стеснялся ставить реальные цены, ждал признания и не дождался.
Хорошо, что новое поколение ремесленников способно противостоять подобному негативу, а значит и дефицита мастеров у нас не будет, и ремесло не пропадёт.
А кого из современных мастеров вы знаете? Напишите в комментариях, думаю, многим будет интересно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Моя группа ВКонтакте: Столярная мастерская "Дело Мастера"
Инстаграм: @crimean_woodworking