Найти тему
JrCherNik

Амброз Бирс — Страж мертвеца (1889)

Данный рассказ является одним из знаковых у Бирса. Многие издания, включая моё, названы именно по нему. В связи с чем он вызывал большое любопытство. В то же время спешить с его чтением не хотелось. С каждым новым автором, а то и книгой, так бывает, что по началу учишься его читать. Привыкаешь к языку, образам. И если без разбега броситься в глубину, можно и утонуть. Но вот время пришло, и… автор удивил.

Два врача в Сан-Франциско заключают пари. Они предложат знакомому храбрецу провести ночь наедине с мертвецом. Суть спора — сойдёт ли он с ума или нет. Третий медик, присутствовавший при споре, предложил себя на роль мертвеца. И разумеется, всё пошло совсем не так, как ожидали все участники замысла.

Пожалуй, это первый рассказ Бирса, который вызвал у меня недоумение. Его финал диковин, причудлив и не даёт внятного понимания о том, что и почему произошло. Фортели, которые автор выкидывает, скорее присущи более поздним авторам. Скажем, подобный сюрреализм я недавно встретил у Набокова в «Приглашении на казнь». И смысловое содержание рассказа похожего ряда. Разобраться удалось лишь с привлечением интернета. Но и объяснения оттуда я ставлю под сомнения, очень уж они сродни школьным сочинениям вида «что Пушкин вкладывал в стихотворение про няню?»

Как и другие рассказы Бирса, структурно он начинается броском в действие. Труп уже в комнате и туда на наших глазах заходит храбрец, вызвавшийся провести здесь ночь. О том, что всё это часть пари, мы узнаём лишь ближе к середине рассказа, к тому моменту, как всё идёт вопреки плану. А затем читателя ждёт эпилог с далеко идущими последствиями случившегося. «Человек и змея», «Настоящее чудовище», «Несостоявшаяся кремация» и, я уверен, другие рассказы Бирса, что мне пока предстоит прочесть, выстроены схожим образом. Будь мастерство автора меньшим по части стиля и образности, это бы начало возмущать. К счастью, Амброз Бирс действительно хорош, и качественное исполнение перевешивает схожую структуру его рассказов. Пока что, по крайней мере.

От большинства других рассказов этот отличает отсутствие внутренних переживаний. Читатель здесь не в голове действующего лица, а отстранённый наблюдатель. Что происходит в головах у этих людей, задумавших лихой эксперимент, мы можем выстроить лишь по их словам и делам. Пока что единственным другим рассказом в таком духе из прочтённых мной был «Чикамога». Но это совсем другая история.

Рассказ в переводе Рахмановой вы можете прочитать в библиотеке Мошкова. Я читал в переводе Владимира Азова, его вы сможете найти по этой ссылке. Приятного прочтения.

#амброз бирс #бирс цикл штатские #ужасы