Найти тему
Свобода выбора

Мораль христианская и постхристианская

Итак, возвращаюсь к генеральной линии моих рассуждений, которую я сам-то с трудом могу выделить в моих предыдущих публикациях:

1) https://zen.yandex.ru/media/id/60ed3427528cff4cb68d2a5a/k-kakoi-svobode-vybora-my-dvijemsia-60fa9d90d61b9e5b27b61d71

2)https://zen.yandex.ru/media/id/60ed3427528cff4cb68d2a5a/nekotorye-mysli-o-rossii-i-pravoslavii-610269d5e54c2a602f6e8fc9

3) https://zen.yandex.ru/media/id/60ed3427528cff4cb68d2a5a/kak-my-vy-prihodim-k-vere-ili-opiat-o-politike-chtob-ei-pusto-bylo-6103cc5b9bd3fc59f0609b4f

4) https://zen.yandex.ru/media/id/60ed3427528cff4cb68d2a5a/neoliberalizm-i-religiia-v-chem-protivorechie-6107e7eca579f63343f7b2ca

5) https://zen.yandex.ru/media/id/60ed3427528cff4cb68d2a5a/o-svobode-moego-vybora-610cff2930ca874ee741d928

спешу напомнить: я утверждал, что всякий христианин воспринимает Священное Писание как модель мира, данную людям Самим Богом, а не построенную усилиями человеческого разума или интуиции. И первые кирпичи, лежащие в основе этой модели: 1) Бог создал человека по образу и подобию Своему, и, следовательно, человек, подобно Создателю, видел, воспринимал, ощущал, чувствовал и прочее ВЕСЬ окружающий мир, для него не было тайн и скрытых уголков, над проникновением в которые бьются наши ученые и псевдоученые мужи. И как утверждает святоотеческое учение, построенное на Писании, человек имел возможность прямого общения с Создателем, был бессмертен, нетленен и бесстрастен; 2) человек нарушил запрет Божий и потерял данные качества, т. е. прямое общение с Богом стало невозможным, а само создание стало смертным, тленным и страстным, перейдя из совершенного состояния в несовершенное.

Конечно, хотелось бы более понятной картины происхождения нашего мира, хотя бы как теория большого взрыва, но для понимания библейской морали столь «малого» оказывается вполне достаточно. Это, кстати, тоже очень важный момент. Наши оппоненты говорят, что смешно в наше развитое время верить в подобные сказки. Но проблема в том, что нынешние ученые сказки не имеют никакого отношения к основам человеческой морали, а христианские оные только ей и посвящены. Иными словами, цель моделирования совсем другая, поэтому и нужны другие средства ее достижения, и любые аргументы борцов с верой безосновательны.

Итак, в первых же строках Священного Писания говорится о том, что человек – это существо с испорченной природой, которую он имеет уже при рождении. Очень часто говорят, что дети как ангелы, они безгрешны и всякое такое. Но надо понимать, что в детях как пороки, так и добродетели просто еще не развиты, в то время как взрослый «малопорочный» человек обладает большим количеством добродетелей, и кто из них ближе к ангельскому состоянию, еще неизвестно.

Также часто мы слышим такие слова: «Я такой, каким меня Бог создал». Это неправда. Ты – такой, каким стал человек после грехопадения. Святоотеческое учение нам говорит о трех человеческих началах: тело, душа и дух. До грехопадения дух был обращен к Богу, душа управлялась духом, а тело душой. После грехопадения эта гармония нарушилась, прямой связи с Богом нет, душа не получающая «правильных» сигналов, пытается, как может, управлять телом, порой попадая и под его влияние, т. е. внутри человека, вообще говоря, творится полный хаос, и процесс установления некоторого порядка называется воспитанием или, в широком смысле, социализацией личности. И порядок этот в каждом человеке устанавливается по-разному, поскольку «врожденные нарушения» у каждого свои, и результат социализации тоже разный. Общее только одно: ты – человек страстный, душа которого, потеряв привычные ориентиры, пытается найти их в окружающем мире, хватаясь за работу, семью, дом, хобби, увлечения и пускаясь при этом зачастую во все тяжкие, на каждом шагу ошибаясь и впадая в грех, т. е. отдаляя себя от Бога и выходя из под Его Высокого Покровительства.

Современному молодому человеку все, что написано выше, кажется либо просто бредом, либо совершенно отвлеченным повествованием на богословские темы. И все потому, что об этом не написано ни в одном школьном учебнике, так рассуждать не учат сейчас ни в одном отечественном государственном образовательном учреждении. Детям пытаются и в школе, и в семье привить навыки хорошего поведения в быту, семье и обществе, но не рассказывают о корнях этих правил, стыдливо опуская глаза перед лицом очередной волны научно-технического прогресса. Но из них, из этих корней вырастают понятия, что есть хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, что есть порок и добродетель. Хотя поборники «современной», «продвинутой» точки зрения утверждают, что нынешнее понимание всех этих понятий является итогом развития человеческого общества, не обращая своего внимания на то, что этот «итог» за последние пару тысяч лет почему-то не изменился. Зависть, интриги, обман, вранье, воровство, мошенничество, сребролюбие и т. д. и т. п. – все это также осуждаемо и также цветет пышным цветом, как и многие столетия назад, совершенствуются только технические средства, помогающие реализовывать греховные порывы душ человеческих.

Прогрессивное крыло населения земли утверждает, что мы находимся на пороге постхристианского общества, и общий вид с порога представляется довольно унылым. Если нам сказали, что в христианском обществе существовали насилие, несправедливость, ложь и стяжательство, а в постхристианском этого не будет, потому что к этому уже существуют такие-то и такие предпосылки, тогда я, возможно, первым побежал в указанном направлении. Но вместо представления таковых предпосылок нам предлагают для начала блуд, прелюбодеяние, детоубийство, мужеложство и прочую чернуху признать в качестве нормы, которую еще необходимо и защищать от тех, кто имеет другую точку зрения, заранее признаваемую не просто ошибочной, а в корне неверной и мракобесной.

Я лично общества, построенного на такой основе, принять никак не могу. Делайте, что хотите, это ваш выбор, а мне оставьте, будьте добры, мои родные Библейские нормы, и я буду их защищать так же, как и вы свои. В конце концов, всех нас когда-то не будет, и как я с вашими взглядами предстану перед Богом? Вы об этом не думаете, потому что постхристианство, которое вы надеетесь построить, предполагает, очевидно, отсутствие христианства, когда все возможно и все не грех. Но тогда и убийство – не грех. Если можно решить, что дети не нужны, и их на основании этого решения не будет, то так же можно решить, что и брат, сват или сосед тоже не нужны, заплати, кому надо, и их не будет. Не правда ли, все просто? «Ну, вы передергиваете, - слышу я, - Разве возможно такое в современном обществе?». В современном -почти нет, а что будет завтра при таком развитии событий, я даже боюсь предположить.

Всем привет и наилучшие пожелания.