Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Вигель - enfant terrible русской мемуаристики. Глава II

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Расставшись в первой главе с нашим мемуаристом в тамбовском имении Голицыных Зубриловке, сегодня проследуем за ним дальше и - окажемся в Петербурге 1800 года. Как мне кажется, уместно будет процитировать весьма остроумные заключения Вигеля о русском театре той поры.

"Ничто так меня не прельстило в Петербурге, как театр, который увидел я первый раз в жизни; ибо в Киеве его не было, а в Москве меня туда еще не пускали. Несколько о том слов будут здесь не лишние. Русской труппы я тогда не видал или, лучше сказать, о ней и не слыхал, и название ни одного из актеров мне не было известно; знающих по-французски в сравнении с нынешним временем не было и десятой доли, и отличающимся знанием сего языка было бы стыдно, если б их увидели в русском театре: он был оставлен толпе приезжих помещиков, купцов и разночинцев. Тощий наш репертуар ей казался неистощим; без скуки и утомления слушала она беспрестанно повторяемые перед ней трагедии Сумарокова и Княжнина; национальные оперы: Мельник, Сбитенщик, Розана и Любим, Добрый Солдат, Федул с детьми, Иван Царевич лет двадцать сряду имели ежегодно от двадцати до тридцати преставлений. В это же время переведенные с итальянского оперы придворного капельмейстера Мартини Редкая Вещь и Дианино Древо начали знакомить нашу публику с хорошею музыкой, а комедии Фон-Визина чистить вкус и нравы. Сей вкус, однако же, был угрожаем порчей от драматических произведений Коцебу, коими переводчики наводнили тогда наш театр... В Петербурге был тогда один только театр, Большой или Каменный, близ Коломны; ибо манеж, отведенный для немцев в доме Ланского, что ныне главного штаба, на Дворцовой площади, сего имени не заслуживает. Русские, французы и итальянцы играли попеременно на Большом театре; первые обыкновенно по воскресеньям и праздничным дням, когда торговый народ, который весь почти у нас русский, ничего не делает, и он-то поддерживал национальные представления"

Именно так выглядел Большой театр на рубеже столетий
Именно так выглядел Большой театр на рубеже столетий

А вот, знаете, здесь неутомимый на колкости и сарказм язык Филиппа Филипповича оказался, что называется, "в тему": мало того, что это написано очень вкусно, почти по-гоголевски или - уж точно - "по-вяземски", так ещё и даёт объективную и яркую картину состояния театральной жизни начала XIX века! Нет никакого удержу, чтобы не припомнить тут же Николая Васильевича - уж больно повод вкусный:

"Был в театре. Играли русского дурака Филатку. Очень смеялся. Был еще какой-то водевиль с забавными стишками на стряпчих, особенно на одного коллежского регистратора, весьма вольно написанные, так что я дивился, как пропустила цензура, а о купцах прямо говорят, что они обманывают народ и что сынки их дебошничают и лезут в дворяне. Про журналистов тоже очень забавный куплет: что они любят все бранить и что автор просит от публики защиты. Очень забавные пьесы пишут нынче сочинители. Я люблю бывать в театре. Как только грош заведется в кармане – никак не утерпишь не пойти. А вот из нашей братьи чиновников есть такие свиньи: решительно не пойдет, мужик, в театр; разве уже дашь ему билет даром. Пела одна актриса очень хорошо..."

С 1800-го года 14-летний Вигель - чиновник XIV класса (ниже или меньше, как говорится в старом анекдоте, "смысла не имело") Московского Архива Коллегии Иностранных Дел. Вот как описывает автор свой первый "рабочий день":

"...Скоро притащил безобразный человек тетрадь чистой бумаги и огромный пук полуистлевших столбцов, наполненных мертвыми для меня буквами, в чистых обертках с номерами и надписями о их содержании, и велел надписи сии переписывать в тетрадь. Работа нетрудная, но всякий день это делать и видеть то что я увидел, мне показалось тяжело. Тоска уже мной овладела..."

Старая "допожарная" Москва
Старая "допожарная" Москва

Постоянные читатели "Русскаго Резонёра" (и особенно - цикла "Однажды 200 лет назад..."), верно, помнят регулярных его "корреспондентов" - почт-директоров Александра и Константина Булгаковых. Прошу любить и жаловать: вот они, пока ещё молодые и служат в том же Архиве!

"... Два красавца, лет по двадцати, сыновья знаменитого и чиновного человека, неоднократно прославившегося в посольствах, Якова Ивановича Булгакова, пред всеми своими сослуживцами брали неоспоримое первенство как в архиве, так и в обществах. Они родились в Константинополе от чужестранной матери, которая, к несчастью их, не имела тогда мужа. И они носили на себе отпечаток Востока. Старший, Александр, имел лицо более нежное и веселое, выражавшее одну чувственность сладострастия, что на молодом лице весьма не противно; меньшой, Константин, был одарен красотою мужественною и тогда уже смотрел на женщин с видом скромного победителя, как бы приглашая их к безопасному падению. С самой колыбели сии братья были связаны теснейшею дружбой: одно прекрасное чувство, коим могли они хвалиться. Действуя за одно, к достижению желаемого употребляли двойные силы и каждым успехом вдвойне наслаждались"

За восемь статей из цикла "Однажды 200 лет назад" я уже так попривык к Булгаковым, что, право, почитаю их за добрых знакомых!
За восемь статей из цикла "Однажды 200 лет назад" я уже так попривык к Булгаковым, что, право, почитаю их за добрых знакомых!

Но и это ещё "не все в сборе"! Там же Вигель сводит знакомство с братьями Тургеневыми - Андреем и Александром, тем самым Александром Тургеневым, нежным и преданным другом Жуковского, Вяземского и Пушкина!

Душа-человек Александр Иванович не очень долгую (61 год всего) жизнь свою провёл в деятельном служении друзьям...
Душа-человек Александр Иванович не очень долгую (61 год всего) жизнь свою провёл в деятельном служении друзьям...

Дайте-ка я ещё вас удивлю! Здесь же служат пятнадцатилетний Дмитрий Блудов, будущий председатель Государственного совета Российской империи и Комитета министров, а годом позже появляется ещё один "арзамасец" (а также будущий генерал-прокурор Правительствующего Сената и министр юстиции) Дмитрий Дашков.

Это просто удивительно! Как из таких одуванов получается...
Это просто удивительно! Как из таких одуванов получается...
... вот такое! Знакомимся: граф Дмитрий Николаевич Блудов
... вот такое! Знакомимся: граф Дмитрий Николаевич Блудов

Что за удивительное место! Право же - не хватает лишь Вяземского (он младше годами и на службу поступил лишь в 1805-м - в Межевую канцелярию) и Пушкина, родись он не в 1799-м, а лет на тринадцать раньше. Думается, такое человеческое соцветие "архивных юношей" не могло не сказаться на Вигеле самым выгодным образом, и то, что его мемории до сих пор читаемы, заслуга именно "правильного" места, где он провёл несколько лет своей юности.

А вот и уместный для цитирования в нашем цикле портрет модного в те годы поэта и светского московского папийона Василия Львовича Пушкина - дяди "нашего всего".

"... Тут был еще один поэт, весьма известный в свое время, более по странностям своим, чем по числу и изяществу произведений. Пушкин (не племянник, а дядя) Василий Львович почитался в некоторых московских обществах, а еще более почитал сам себя, образцом хорошего тона, любезности и щегольства... Сам он был весьма не красив. Рыхлое, толстеющее туловище на жидких ногах, косое брюхо, кривой нос, лицо треугольником, рот и подбородок à la Charles-Quint, а более всего редеющие волосы не с большим в тридцать лет его старообразили. К тому же беззубие увлаживало разговор его, и друзья внимали ему хотя с удовольствием, но в некотором от него отдалении. Вообще дурнота его не имела ничего отвратительного, а была только забавна".

Остроумное (как и всегда) свидетельство Петра Андреевича Вяземского: "Василий Львович... бил себя по … , тер руки, хохотал, орошал всех росою уст своих и в душе повторял клятву и присягу боготворить Дашкова и дивиться каждому его слову»
Остроумное (как и всегда) свидетельство Петра Андреевича Вяземского: "Василий Львович... бил себя по … , тер руки, хохотал, орошал всех росою уст своих и в душе повторял клятву и присягу боготворить Дашкова и дивиться каждому его слову»

Слава Богу, о Василии Львовиче сохранилось достаточно свидетельств, а то непременно пришлось бы заподозрить Вигеля в излишнем пристрастии в описании очередного своего персонажа. Тем более, что при создании портрета следующего Филипп Филиппович, кажется, вместо чернил использовал не менее пары литров самого отъявленного яда, какой смог сыскать. Речь идёт о знаменитом государственном муже, реформаторе и законотворце Сперанском. Практически никто из современников не отзывается о Сперанском в столь негативных тонах, как Вигель. Более того, Наполеон в шутку предлагал императору Александру обменять Сперанского на какое-нибудь из своих королевств. Был, правда, Карамзин, обвинявший реформатора в подражательстве революционной Франции... Правда, вспомним, что и сам Александр в начале своего царствования был преисполнен самых либеральных мечтаний... Но Вигель!!..

Портрет Сперанского кисти Тропинина
Портрет Сперанского кисти Тропинина
"Сие ненавистное имя в первый раз еще является в сих Записках. Человек сей быстро возник из ничтожества. Сын сельского священника, возросший под сенью алтарей, он воспитывался сперва во Владимирской семинарии и учился потом в Александроневской Духовной Академии... В лета непорочности и чистосердечия приучал он таким образом лживые уста свои выражать то, чего он не думал... Фортуну его сделал граф Пален, человек столь же мало, как и он, проникнутый светом христианской морали... Он не любил дворянства, коего презрение испытал он к прежнему своему состоянию; он не любил религии, коей правила стесняли его действия и противились его обширным замыслам; он не любил монархического правления, которое заслоняло ему путь на самую высоту; он не любил своего отечества, ибо почитал его не довольно просвещенным и его недостойным. Тайный недруг православия, самодержавия и Руси, и в ней особенно одного сословия, он однако же их не ненавидел, в будущем довольствуясь мысленно их падением, не истреблением... Я разделял всеобщее в нему уважение; но и тогда близ него мне всё казалось, что я слышу серный запах и в голубых очах ого вижу синеватое пламя подземного мира..."

Особенно Вигелю удалось последнее предложение, в коем он напрямую обвиняет Сперанского во взаимодействии с силами Ада и - по-видимому - тамошним же происхождением. Что ж, во всяком случае, Филипп Филиппович абсолютно последователен и верен сам себе, за что и снискал интерес к своему сочинению спустя более полутора столетий.

А завершим мы сегодняшнюю главу сборною цитатой о Василии Андреевиче Жуковском... Признаться, я с некоторым опасением вчитывался в строки "Записок", боясь и тут наткнуться на... особое мнение мемуариста по поводу этой абсолютно бесспорно-ангельской фигуры российской Истории. Но однако же Вигель, отдадим ему должное, оказался справедлив к Жуковскому:

" ...Знать Жуковского и не любить его было дело невозможное, а любить ребенка и баловать его всегда почти одно и тоже; но иным детям баловство идет впрок; так, кажется, было и с нашим поэтом. Когда он был уже на своей воле, и в службе, и в летах, долго оставался он незлобивое, веселое, беспечное дитя. Любить всё близко его окружающее, даже просто знакомое, сделалось необходимою его привычкой... Таким людям, как он с Блудовым, стоило только сойтись один раз, чтобы навсегда сомкнуться. Что касается до меня, то скажу без хвастовства и скромности, что и у меня была одна сторона чистая, неповрежденная, и ею только мог я прислониться и сколько нибудь прильнуть к такого рода людям. Жуковский меня любил, но не всегда и не много дорожил моею приязнью; тем приятнее мне отдавать ему справедливость..."

Юный Василий Андреевич... Можно ли выглядеть ещё романтичнее?
Юный Василий Андреевич... Можно ли выглядеть ещё романтичнее?

Сложно сказать, что именно подразумевал Вигель, говоря об "одной чистой, неповреждённой стороне" (надеюсь, это не то, о чём некоторые грешным делом подумали!), но, согласитесь, во фразе "любил, но не всегда" кроется некоторая странность, n'est-ce pas? Вероятно, мемуарист здесь несколько слукавил, и приязнь его к Жуковскому по всей вероятности была не совсем взаимна.

ЗДЕСЬ - следующая глава

ПРЕДЫДУЩИЕ ГЛАВЫ ЦИКЛА "Вигель - enfant terrible русской мемуаристики"

Prelude

Глава I

ЗДЕСЬ можно ознакомиться с прочими авторскими циклами публикаций: "Житие несвятого Николая Некрасова", "Я пью за здоровье немногих..." История одиночества. П.А.Вяземский" и "Однажды двести лет назад...", а также с литературными прибавлениями к последнему.

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Мемуары
0