Произведение «Станционный смотритель» обычно преподносят, как повествование о трагедии маленького человека, но это глубоко ошибочно. На самом деле это в первую очередь правдивая история о том, как бедная, но красивая и неординарная девушка (Дуня) вышла замуж за своего «принца» (князя Минского) и какой ценой она оплатила свое счастье.
История Дуни прекрасно умещается в сюжетную канву сказки о Золушке: в бедную, но работящую, привлекательную и талантливую девушку страстно влюбляется принц (князь Минский), жениться на ней и молодые живут долго и счастливо.
Вот только это сказка происходит в современном Пушкину антураже и с поправкой на реализм. А потому сказка вышла грустная и не праздничная.
Молоденькая Дуня, это Золушка той поры, ведь эта простая девушка, обладала всеми достоинствами сказочной Золушки: так же красива, так же приветлива, так же трудолюбива, так же добра, так же обходительна, так же умна. А, кроме того, девушка имела один необыкновенный талант, который граничил с гениальностью, почти сверх способность: она умела расположить к себе людей и растопить даже самые жестоки сердца.
Никто не мог остаться безучастным к обаянию Дуни: «Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а, в самом деле, только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались…
но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел».
Перед таким обаянием не смог устоять и «принц» этой повести – гусар князь Минский. За несколько дней общения он так влюбляется в девушку, что уже не представляет жизни без нее.
А дальше наступает реализм.
Независимо от силы чувства, Минский понимает, что в ближайшее время (а может и никогда) жениться на этой девушке не сможет.
Во-первых, гусары они могли только после 30-ти лет при наличии ежемесячного документально подтвержденного дохода – не менее 115 рублей для 230 рублей для штаб-офицеров.
Причем с оговоркой: брак был возможен только с разрешения командира и с одобрения невесты всем офицерским составом.
Во-вторых, этот брак точно никогда не был бы одобрен его родителями, бедная дочь бывшего солдата – не дворянина - чиновника четырнадцатого класса, точно не та партия, которую хотели бы они своему сыну. Ссора с родителями (или одним из них), со 100% вероятностью означала бы отлучение от семейных капиталов, а возможно, и лишение наследства. Что с точно такой же вероятностью означало существование на грани нищеты, ведь жалование гусара не всегда покрывало даже основные расходы военного, не говоря уж о содержании семьи.
Жить гусар Минский приучен широко и богато, а потому сердить родителей не хотел, но и от Дуни отказываться не хотел.
Чтобы решить вопрос, он просто похитил ее.
По пути, видимо, он признался в своих чувствах и «провел разъяснительную работу» относительно того, что со свадьбой нужно подождать. Дуня тоже влюбляется в красавца-гусара, а потому решает рискнуть.
Для того, чтобы сохранить свои отношения, девушка идет на серьезные жертвы: бросает отца, которого любит и который посвятил всю жизнь воспитанию дочери; фактически отказывается от своего статуса честной девушки и идет в содержанки; оказывается в полной зависимости от своего мужчины.
Дуне пришлось фактически отказаться от отца, ради отношений с князем Минским. Сначала, чтобы уехать (отец бы запретил), потом, чтобы сохранить отношения.
Минский знал, что Вырин хотел увезти дочь домой, а потому был против их отношений:
«Что сделано, того не воротишь… - виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось».
Молодой человек не захотел налаживать отношения с отцом возлюбленной, а просто грубо выгнал его из дома и запретил приходить.
Не считал Минский нужным что-то объяснять нищему станционному смотрителю, не его это уровень.
Он любил Дуню и только Дуню, и был добр и человечен только с ней, а с ее отцом он не был так добр.
К людям ниже себя по статусу, Минский привык относиться с хамских безразличием, а иногда с открытой агрессией – если они ему чем-то мешали.
Очень может быть, что и писать отцу Дуне было запрещено, хотя в повести информации нет.
Девушка была в полной власти своего любимого и ничего не могла возразить. Ее жизнь и благополучие полностью зависели от расположения Минского. Вступив в отношения на таких условиях (а другие условия были невозможны), девушка очень рисковала.
Не зря отец Дуни, станционный смотритель Вырин, так убивался из-за ее опрометчивого поступка: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»
Его страхи и переживания были полностью оправданны, то о чем он говорил – суровая реальность того времени.
Но Золушке-Дуне из этой повести повезло, ее по-настоящему любил принц - князь Минский и женился сразу, как только смог: «Прекрасная барыня… ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською».
Она стала именно женой, а не любовницей, ведь ездить на княжеских экипажах (карета в шесть лошадей) могли только члены княжеской семьи.
Вот только отец не успел порадоваться счастью дочери, не дожил. А муж, хоть и выделил экипаж для поездки к отцу, но сам не счел нужным поучаствовать в этом мероприятии. Он так и не научился принимать свою жену полностью.
Повесть «Станционный смотритель» - это реалистическая сказка о Золушке. Она показывает оборотную сторону красивой истории, но при этом не отрицает самой возможности счастливого исхода. Это предупреждение: в подобных отношениях нужно приложить много усилий, верно рассчитать риски и пойти на жертвы. Будут не только розы, но и шипы.
Нужно быть готовыми к трудностям.
Подписывайтесь на мой канал! Это будет интересно!