Найти тему
В Поисках Себя

Как чуваши слагают свои крылатые фразы. И как одна фраза характеризует весь народ

Доброго понедельника, читатели канала "В Поисках Себя".

Прошло не более двух суток с момента моего приезда с просторов Чувашии и Татарстана. Вот уже полтора года по настоянию моего хорошего приятеля из Чувашии я езжу в гости в приволжские земли. С началом этих событий у меня поменялись взгляды на организацию отпуска - если раньше я чисто механически ездил на российский юг ради моря и солнца, то сейчас я еду с интересом на восток, потому что там живут другие народы со своими интересными традициями и изречениями.

И именно об изречениях мы сегодня поговорим.

Дать людям свет. С поиска Яндекс.
Дать людям свет. С поиска Яндекс.

Вначале познакомлю вас с народом чувашей. Чуваши - народ, издавна населяющий территории Приволжья, между марийскими землями и южными лесостепями. Делятся они на три основные этнические группы: верховые чуваши (вирьял, по-чувашски), низовые чуваши (анат) и средненизовые (анатри). В давние времена, в первом тысячелетии до нашей эры, они кочевали в ареале Центральной Азии, в начале нашей эры переместились на Северный Кавказ, а уже позже оказались в Среднем Поволжье.

Это говорит о том, что сложившийся народ сочетает в себе ряд особенностей европейцев и азиатов, что напрямую складывается в их мифологии и устном творчестве. В устном творчестве многие изречения связаны с родом и семьей, с народным единством и братством, и, главное, с родной землей. Давайте же посмотрим, какими популярными фразеологизмами общается народ и какие из этих выражений схожи с нашими, русскими пословицами.

1. Выражение первое: "Мать - богиня рода".

Необходимо отметить, что чуваши любят детей и всегда отдают почтение женщине, которая берет на себя ответственность в продолжении рода. Когда я был в Чувашии, в Чебоксарах, я заметил, что у многих молодых женщин уже есть дети (не в пример Москве) и, причем, не в одном числе.

Отмечу отдельным образом, что у чувашей существуют "культы предков", когда в определенное время года люди посещают святыни и места погребения родителей. Считается, что духи предков (ваттисем) всегда держат связь с живыми потомками и помогают им в решении каждодневных дел (о праздниках в их память я расскажу в следующих статьях).

Обряд культа предков. Из Чувашской энциклопедии
Обряд культа предков. Из Чувашской энциклопедии

Монумент Матери-Хранительницы, который расположен у Чебоксарского залива, является тому подтверждением.

Монумент в Чебоксарах. Поиск Яндекс
Монумент в Чебоксарах. Поиск Яндекс

В русском языке есть похожее изречение : "Без матки рой не держится". Прямое свидетельство того, что от матери зависит жизнь всего народа.

2. Выражение второе: "Увидишь старого человека - сними шапку". Или по-чувашски: "Ват сынна курсан, калпакна хыв".

Без уважения к старшим нет движения в жизни - например, в Чувашии отмечается международный праздник День пожилого человека. В этот праздник в Чебоксарах устраиваются торжества и концерты, в которых освещается, что уважение - это важная моральная ценность в современной жизни.

Аналог в русском языке: "Старцу пакости не твори".

3. Выражение третье: "Один плюнет - высохнет, плюнет народ - получится озеро". Очень известная пословица. Чуваши считаются очень сплоченным народом, ведь они сохранили себя во многих перипетиях судьбы, на протяжении многих тысячелетий. Об этом также говорит их национальный орнамент. Самый известный - про взаимопомощь, дружбу и товарищество.

Основа основ. Из деталей орнамента состоит узор национального флага
Основа основ. Из деталей орнамента состоит узор национального флага

А что с русскими аналогами?

Вот один из них: "Ближнего обидеть - самому в беде быть".

4. Выражение четвертое: "Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум". Или: "Пÿрт-çурт тытма тăн-пуç кирлĕ".

По праву, Чувашия - исконно сельскохозяйственная республика, ведь первые поселенцы жили по течениям рек и заводей, что соблаговолило им существенно поднять культуру своего региона.

Само выражение очень популярно. Оно входит в состав первого чувашского букваря, который был создан к 1880 году чувашским просветителем Иваном Яковлевым. Сейчас этот букварь и его поздние издания хранятся в фонде Государственного архива печати Чувашской республики.

Издания первого чувашского букваря. Коллекция ЧПГУ имени И. Яковлева
Издания первого чувашского букваря. Коллекция ЧПГУ имени И. Яковлева

Букварь нес основной целью - нравственное воспитание и укоренение хороших привычек.

Вот что я отметил к этому моменту. Далее будет еще интереснее.

Хочешь поддержать статью - поставь ей "палец вверх" и дай полезный комментарий, если есть, что сказать или если имеются недочеты.
Хорошей недели!
С тобой был Павел.