"Нюансеры" Г. Л. Олди: два читательских мнения
_mariyka__ о романе Г. Л. Олди "Нюансеры":
За что я люблю Олди? За то, что каждый раз они дарят мне что-то совершенно новое. Новый мир, новый сюжет, с какими я у них еще не сталкивалась. За то, что их книги не укладываются в привычные описательные схемы и жанры. Вот и "Нюансеры" - это не столько фэнтези, мистика или магреализм, сколько талантливейшая театральная постановка. Пьеса, действие которой разворачивается в губернском городе Х. И кружатся в хороводе этой пьесы промышленник и актер, грабитель, бывшая актриса, а потом гадалка, ныне почившая в бозе, две приживалки, сапожник, уволенный с позором врач... И сюжет плывет, затуманивается в пошатнувшемся сознании Миши Клеста, погружающегося в холодный мир. Кто играет этот спектакль? Где прячется режиссер и какой цели он добивается?
Пожалуй, эта книга мне больше понравилась не за идею нюансерства и всё с ней связанное - сюжет, герои, другие нюансы. А за место и время действия - не часто мне доводится читать о конце 19 века, когда грядущие пожары видны пока лишь читателю, а меж тем мир уже практически века двадцатого, но еще не советский и не предреволюционный. В этом мире Константин Алексеев пытается разобраться внезапно свалившимся на него наследством, разобраться в трех страстях своей жизни, участвует в странном гадании и выясняет, что у его театрального таланта есть еще одна грань. Это было интересно, но мне почему-то не зашел финал. По окончании в воздухе повис вопрос: "И что, всё? А зачем тогда, собс-но?"
sanna_777 о романе Г. Л. Олди "Нюансеры":
Иногда мне кажется, что в мире уже не случится ничего нового. Все - и реальное, и чудесное, - пересчитано, описано и разобрано на самые мелкие детальки. И тут Мироздание обычно показывает, насколько я заблуждаюсь.
Из России конца XIX столетия прекрасные Олди создали декорацию для постановки удивительной пьесы. Промышленник Константин Алексеев внезапно получает от неизвестной ему особы в наследство квартиру в уездном городе Х. (Харькове, видимо?).
Особа служила актрисой, а к старости сделалась не то гадалкой, не то советчицей, причем ценилась она горожанами необычайно.
Алексеев прибывает в город, чтобы вступить в права наследования, и тут вокруг него закручивается совершенно гоголевская круговерть со всякой жутковатой чертовщиной. В реальность понемногу вплетается все больше странностей, а герой решительно настроен во всех них разобраться.
В Алексееве я не сразу признала классика театрального искусства Станиславского. А когда признала, стало понятно, что главный принцип повествования заключен в известной цитате - "весь мир - театр, и люди в нем - актеры".
На этой цитате построена идея магии, до сих пор мне нигде не попадавшаяся. Магией владеет сообщество нюансеров, к которому в финале присоединится и главный герой. В основе магии - умение выстраивать мизансцену. Если люди и предметы в ней расставлены верно - мир "прогнется" под нее, и произойдет то, чего желает нюансер.
Вроде бы просто - но расположить нюансы нужным образом могут немногие. Дочитавши книгу, я попробовала составить хотя бы одну такую мизансцену, но не преуспела, понятно..
Вообще текст исполнен так, словно его писали они, нюансеры. Сюжет поначалу раскручивается неторопливо, затем все ускоряется, полнится неясной жутью, тащит читателя к развязке, а в конце вдруг оборачивается насквозь положительной картиной. Словно и не было никаких ужасов.
Это отличная книга, всем рекомендую, кто любит заковыристые, многослойные истории.
«Нюансеры» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/nyuansery
«Нюансеры» на «Author.Today»: https://author.today/work/38434
«Нюансеры» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/nuansery/
«Нюансеры» на «Литмаркете»: https://litmarket.ru/books/nyuansery