В прошлой статье про самый знойный маршрут по России я обещал написать о том, как же подготовить свой автомобиль и самого себя к долгой дороге в жаркое летнее время. Сам я начал планировать поездку заранее и изучил достаточно много материала на эту тему, большая часть которого так или иначе оказалась полезной.
Сразу оговорюсь, что многие из приведенных здесь советов вряд ли будут полезны владельцам мощных и дорогих машин с хорошим климат-контролем или хотя бы кондиционером, и таким движком, на который не сильно бы влиял этот самый кондиционер (потому как моих 80 коней и так катастрофически мало, а с кондером и вовсе об обгонах можно забыть). Собственно, большую часть нашего знойного пути мы и проехали без кондиционера, дабы не мучать движок - и теперь знаем о жаре гораздо больше, чем знали до этого.
Разделю при этом свои рекомендации на "автомобильные" и "человеческие" - в первых я расскажу об особенностях подготовки самой машины и стиле вождения, а во вторых - об организации режима дня и питания.
Итак, начнем с автомобиля. Конечно, машины у всех разные и к жаркой погоде они относятся по разному. Однако, некоторые советы можно считать универсальными.
1. Без нужды не включать кондиционер или климат-контроль. То, что тепло, забираемое при их работе из салона, направляется по сути в двигатель - общеизвестный факт. Сам же двигатель, который и так работает на жаре, дополнительному теплу не будет "рад". И если на трассе открытое окно действительно доставляет неудобства (шум, ветер), а двигатель приемлемо охлаждается мощным потоком встречного воздуха, то в городе, в пробках, гораздо целесообразнее воспользоваться естественным проветриванием и не вынуждать автомобиль включать принудительное охлаждение компрессором.
2. Как особо запущенный вариант первого пункта - при очень сильно перегревающихся движках рекомендуется включать в салоне печку (!), чтобы способствовать отводу тепла из-под капота. Разумеется, при этом открываются окна и воздуховоды направляются туда. Я лично слышал о такой ситуации.
3. Не перекачиваем шины. Особенно если накачка происходит при значительно более холодной температуре. Нагрев солнцем и трением об асфальт поднимет давление в покрышке, отчего она в лучшем случае станет дубовой, а в худшем - разгерметизируется на какой-нибудь яме. Аналогичный совет касается катания на резиновой лодке, когда накачка происходит рано утром, по холоду, а катание продолжается днем по жаре.
4. Масла в двигатель побольше. Зимой рекомендуется обратное - минимум масла для более быстрого его прогрева.
5. Если машина новая (сложно обозначить рамки этой новизны, условно говоря - если это её первое лето на сильной жаре) - перед посадкой в салон, после долгого пребывания машины на жаре, желательно провести проветривание, потому как некоторые дешевые пластики при нагреве выделяют вредные вещества. Да и прохладнее будет.
6. Никаких зимних шин (!). А то некоторые катаются весь год... Их вязкость предусматривает сохранение пластичности при низких температурах, на жаре же они "плывут", отчего автомобиль теряет управляемость.
7. Если у вас ГУР - проверить состояние жидкости. Старая жидкость может начать изменять свои свойства при нагреве - в моем случае еще до путешествия на юг я заметил, что в жару руль становится "пустым", теряет цепкость и упругость. Вылечилось заменой жидкости ГУР - старая действительно была уставшей.
8. Также полезно будет иметь в машине:
- Огнетушитель - он и так положен по правилам, но следует проверить его жизнеспособность: в порошковом по датчику давления, в углекислотном по массе. Вообще, для автомобилей рекомендуется порошковый, но лично у меня сложилось возить углекислотник.
- Солнцезащитный экран на лобовое стекло - очень полезная и недорогая вещь. Крепится на присосках к стеклу, когда запланирована долгая остановка. Заметно уменьшает нагрев салона (и особенно прямые солнечные лучи на тот самый пластик, который может выделять вредные вещества). Кроме того, в случае ночевки в машине может сыграть функцию шторки для защиты от света и лишних глаз.
- Простая пресная вода. Пригодится как в технических целях - для мытья рук и умывания, так и может в экстренном случае быть дополнительным подспорьем в тушении или охлаждении чего-либо (но нельзя забывать, что не все пожары эффективно, и не все пожары безопасно тушить водой). Также такая вода может быть запасом питья на случай поломки где-то посреди трассы, когда надо очень долго ждать помощь. В поездке по Калмыкии у меня валялись в машине две канистры по 5 литров с водой (помимо обычного питья).
- Сумка-холодильник - также незаменимая вещь в такой поездке. В качестве генератора холода можно использовать обычные бутылки с замороженной водой. Мы наливали 3 по 0,5 (поглощение тепла у них эффективнее, чем одна полторашка). Следует, однако, предусмотреть, чтобы в выбранных вами гостиницах был в номере холодильник с морозильной камерой (как показала практика, обычно в номерах стоит небольшой холодильник-кубик, морозилка в котором очень слабая, и в лучшем случае только часть воды в бутылках замораживается за ночь). Впрочем, даже с неполностью замороженной водой обычная сумка-холодильник сохраняла продукты и напитки прохладными в течение обычной дневной поездки (особенно если стараться не держать ее долго открытой).
- Массажные ролики или каркасная сетка на сиденьях - по идее эти приспособления улучшают проветривание спины и снижают потливость. Не то чтобы помогало действительно сильно и по спине гулял ветер, но даже в Калмыкии и Волгоградской области после долгого пути в машине футболка не липла к телу сверх меры.
- Водительские очки - довольно странный атрибут. Купил себе такие, желтые, с поляризацией, по идее должны помогать и в очень яркий летний день, и ночью против слепящих фар. Второе плюс-минус работает (снижая, правда, видимость собственного луча света), а вот первое совсем не оценил.
- Дорожный атлас - весьма рекомендую купить современный, обновленный бумажный атлас в любом книжном магазине. В жару навигатор может отказать (вместе со всем смартфоном), перегревшись в лучах палящего солнца (имел дело с такой ситуацией, правда в другой поездке). Тогда атлас окажется очень кстати, тем более места он не занимает. Вообще в той поездке я старался приучить себя использовать навигатор только в городах, а на шоссе довольствоваться картой в атласе. Это и интересно - олдскульно, как-то.
9. Вообще нагрев всего, что находится на передней панели - большая проблема. Например, у меня там висит видеорегистратор и, как я уже упоминал, стоит смартфон. Смартфон, правда не мой, один раз уже отказывал после долгих солнечных ванн; регистратор выдерживал довольно серьезный нагрев, но перед поездкой в совсем жаркие места я все же приложил к нему руки: элементарно обклеил фольгой. Теперь даже в самую жару он был просто немного теплым. Выглядит кустарно, но оно и плюс к его непривлекательности для воров.
10. Катаясь с открытым окном, как я советовал выше, следует внимательно относиться к загару: торчащие наружу части тела (да и лицо, если солнце невысоко) могут за время поездки очень сильно обгореть, поскольку на ветерке жар чувствуется слабо. Решается подъемом своего стекла и опусканием либо с теневой стороны, либо в задних дверях. Вообще, езда с опущенными наполовину задними стеклами и закрытыми передними - неплохой компромисс между шумом ветра и прохладой от него же. Существенного прироста расхода топлива при езде с открытыми окнами я не заметил, хотя по-научному он все же есть. Так или иначе, кондиционер тоже добавляет расход.
11. Заблаговременно перед поездкой не помешает промыть радиатор - как охлаждения двигателя, так и кондиционера. Налипшие осы, мухи, семена и прочая дорожная гадость выполняют функции теплоизоляции и мешают охлаждению агрегатов.
12. Чистая машина нагревается меньше за счёт более глянцевой и светоотражающей поверхности. Редкие исключения - радикально черная чистая машина против ее же, густо покрытой белой пылью. И то не уверен, что так будет прохладнее.
13. Цвет вообще немаловажен, но это параметр, который не изменить перед поездкой (хотя сейчас наносят временные покрытия на машины, но я в этом не разбирался). В южных регионах белый и серебристый цвет заметно популярнее.
14. Очевидный совет - стараться парковаться в тени. Комментарии излишни.
Теперь советы, относящиеся непосредственно к вам, самим путешественникам.
1. Обувь для водителя - сандалии, практически без вариантов. Только они сочетают эффективное проветривание с плотной фиксацией обуви на ноге. Логично, что кроссовки не удовлетворяют первому требованию (что менее страшно), а обычные тапки - второму (зацепиться за соседнюю педаль перекосившейся на ступне тапочкой в аварийной ситуации чревато печальными последствиями). Есть, правда, адепты босоногого вождения совсем без обуви, но мне такой вариант не понравился.
2. Одежда, что тоже логично - светлая, натуральная. Иметь поблизости головной убор с широкими полями.
3. Крем от загара поможет защитить торчащие из машины конечности.
4. Больше пить. Тоже очевидный совет. Чуть менее очевидный - пить минеральную воду. Связан с тем, что с пОтом из организма вымывается множество солей, отсутствие которых приводит к различным неприятным последствиям (свело утром ногу - это оно. Сведет ногу за рулем - ...). По поводу выбора минеральной воды хочется написать "по вашему вкусу", но все же вкратце расскажу, как правильно выбрать минералку. Основных параметров 2: катионно-анионный состав и общая минерализация. Оптимум минерализации лежит в диапазоне 2-6 грамм на литр (по моим субъективным наблюдениям). Все, что ниже, скорее является обычной жесткой водопроводной водой (с добавленной углекислотой). Как правило, это дешевая "газированная" вода. Все, что больше 6 - уже слишком насыщенно, чтобы утолить жажду. После такой воды скоро опять захочется пить. По поводу состава - лично я избегаю минералки, где слишком много обыкновенной пищевой соды (определяется по значительному количеству ионов Na и HCO3 в составе). Зачем мне обычный раствор соды? К сожалению, известная минеральная вода Ессентуки (а с ней и Боржоми, и Рычал-Су, и некоторые еще) как раз являются преимущественно раствором соды и с минерализацией больше 6 грамм на литр. Их я в дорогу не беру (зато хорошо бодрит после застолий). Я остановил свой выбор на Славяновской, Липецкой, Новотерской и Нарзане - у них достаточно разнообразный состав ионов и средний уровень минерализации.
По поводу удобства питья - приспособился ставить в подстаканник небольшую бутылку с минералкой, а в сумке-холодильнике держать основной запас и пополнять маленькую бутылку на остановках.
Еще отлично пьется за рулем кисломолочка, особенно айран или тан.
Отдельно скажу про энергетические напитки. При всей их общеизвестной вредности иногда они действительно выручают от сильной сонливости. Например, которая нападает после обеда в пути. Но надо помнить о правильном способе употребления энергетика: он помогает только пока его пьешь. Потому совершенно бесполезно выпить банку залпом и ожидать долгого действия. Оказалось наиболее удобным засекать по одометру суточного пробега отрезки, например, в 5 километров, и после каждых 5 километров делать глоток. Так одной банки хватает на полторы-две сотни километров, в течение которых обычно сонливость уже проходит. И сердце не получает резкого вредоносного удара.
5. Если жара действительно серьезная и нет какой-то идейной цели преодолевать ее за рулем, то наиболее оптимально ехать либо в сумерки, либо вообще в ночное время. При таком режиме движения большинство приведенных выше рекомендаций не актуальны. Но такой способ скорее подходит для простых перегонов без остановок, туристические же поездки с посещением достопримечательностей все равно придется осуществлять днем.
6. Будьте аккуратны при обгоне на нагретой дороге: не раз замечал, что обильные миражи от горячего асфальта могут иногда скрывать встречный транспорт.
Соблюдение большинства этих советов позволило успешно, без лишнего напряжения как своего, так и автомобиля преодолеть маршрут длиной более 3000 км через республику Мордовию, Пензенскую, Саратовскую, Волгоградскую, частично Астраханскую, Воронежскую и Липецкую области и республику Калмыкия в самое жаркое время года.
Если кто-то знает другие рекомендации или хотел бы оспорить правильность тех, что написал я - милости прошу в комментарии, все обсудим.
Спасибо за чтение!