Талибан объявил об окончании войны в Афганистане. Тот самый запрещенный на территории РФ Талибан.
Захват власти был стремителен и красив. Ну вот серьезно — так быстро взять под контроль крупнейшие города и ключевые точки. При этом избежав массовых кровопролитий.
Это надо уметь.
Любое такое масштабное событие мы рассматриваем с точки зрения, а что нам то с этого? И сейчас появляется огромное количество спекулятивных ужастиков. В том числе и с подачи американских чиновников. На тему, как все плохо для России.
Но что по факту то?
Сначала о деньгах. Новой афганской власти очень нужны деньги. Им надо восстанавливать страну (разбитую не ими, кстати). Они пришли к власти всерьез и надолго. При этом безумных прожектов, вроде создания всемирного халифата, эта запрещенная в России групировка не планирует. Надо им отдать должное — они на удивление пока вменяемы и готовы договариваться со всеми, кто в принципе договороспособен.
Предложить миру Афганистан всерьез на данный момент может только два товара — редкоземы, коих не мало в горах и опиаты.
Главный сборщик редкоземов по всему миру — это, конечно, Китай. Месторождения собираются везде, где только возможно. И правительство Китая готово вкладывать огромные деньги. В том числе и в развитие инфраструктуры тех стран, где планируется добыча.
Мы с Китаем за редкоземы не соревнуемся. Добычи своих у нас практически нет, но тут климат играет на нашей стороне. Потому что мерзлота отходит, и нужные нам редкоземы мы уже потихоньку в состоянии добыть на территории своей страны, не вкладывая кучу бабла и не рискуя сменой политически режимов в других странах. Но у большинства стран такой лафы, конечно, нет.
А других конкурентов за необходимые полезные ископаемые, Китай упорно вытесняет отовсюду.
Только вот беда — чтобы вкладываться в инфраструктурные проекты Афганистана, там должно быть тихо. И Талибан это прекрасно понимает.
Другие интересанты тут идут лесом. Иран и Катар просто не в состоянии предложить новому правительству столько, сколько тем нужно. Даже не деньгами, а строительством внутри страны. Турция, которую тоже часто упоминают в связи с Афганистаном, скорее всего тоже обломится. Потому что Турция как раз и хочет всемирный халифат. А это всегда нестабильность. Нестабильность, так не нужная этому новому государству. Если они начнут заигрывать с Турцией и с Ираном, то просто скатятся обратно, до уровня 2001 года, и тогда войска придется вводить уже Китаю. Типа остальные сверхдержавы попробовали, теперь наша очередь.
Теоретически, лучше всего Афганистану было бы дружит с Индией. Проблема в том, что сама Индия на это не пойдет.
Вторая часть афганского экспорта очень страшная. И она вовсю развивалась с помощью США, По разным оценкам, присутствие в Афганистане наших залужных партнеров увеличило экспорт смертельного груза в 3,5-4 раза.
Мы тут, в России, крайне не заинтересованы в увеличении экспорта в нашу страну опиатов. И не только в нашу, а на все постсоветское пространство. Можно сколько угодно ругать наше правительство, но в целом с наркотой оно борется. Есть перегибы, есть некоторые высокопоставленные даже, интересанты в увеличении наркотрафика. Но Россия — не США, Это именно в США легализуется часть наркоты, и там же оборот этого рынка приплюсовывается к ВВП страны. Абсолютно легально.
Для сравнения проблемы немного цифр.
в России смертность от наркотиков даже на фоне пандемии (а она увеличилась на 60% в сравнении с 2016—2019 годами) составляет 7—8 тыс. в год. В США за тот же год умерло от наркотиков 50 тысяч человек. Причем 2/3 именно от опиатов. В РФ основной причиной являются синтетические наркотики. Население РФ — 145 млн, США — 350. Диспропорция налицо.
Это все очень грустная статистика. Но при этом еще раз — Россия не заинтересована в наркотрафике на свою территорию. У нас в стране официально на наркоте не зарабатывают.
И другим не хотят позволять зарабатывать.
Препятствовать продавать опиаты в США Россия не будет. Зачем нам это? Пусть сами со своими проблемами разбираются. Которые сами и создали.
Как Россия может взаимодействовать с новым правительством Афганистана?
А она уже взаимодействует. Причем очень неплохо. Перед операцией представители Талибана (запрещенного на территории РФ, знаю, что нудно но надо повторять, это закон) приезжали уже в Москву. Официально объявили, что границы стран Средней Азии они трогать не будут. Одновременно с началом операции страны ОДКБ на границе с Афганистаном провели учения. После захвата Кабула учения прекратились. Т.е. талибы свое обещание пока сдержали.
И еще одно — российское посольство из Кабула не эвакуируется. Не паникуют, не жгут бумажки, не высылают вертолеты за сотрудниками. И посольство не трогают.
Талибану жизненно необходима стабильность, повторяю. И хорошие отношения с Россией — один из залогов этой стабильности. Опять же, ссорясь с РФ можно отвернуть от себя Китай. А на это новые власти пойти не могут.
Распространение экстремизма, которым пугают нас американцы, просто не случится. Как бы им не хотелось.
Из Афганистана бегут не экстремисты. А как раз наоборот. Оттуда бегут служащие США. Экстремистам и на территории Афганистана есть что делать.
Сами же страны СА активизировать экстремистов на своих территориях не будут. Они сейчас итак весят на волоске в отношениях с Россией. Того и гляди, богатый сосед перекроет на фиг границу и значит — лишит доходов от трудовых мигрантов. И да, даже спящим турецким ячейкам не даст проснуться в полную силу.
Поднять волну экстремизма на постсоветском пространстве сейчас может только Турция. И сделает она это только в одном случае — если Афганистан поддержит всемирный халифат под эгидой Османов. Только вот перекупить ставку Китая Турция не сможет. А значит — пока опять никакого халифата.
На самом деле, для России приход вменяемого запрещенного Талибана во власть — благо. Есть с кем договариваться. А значит — договорятся. Мусульманский мир неплохо знает, что в отличие от США Россия свое слово держит.