Найти тему
Большая перемен@

Как избежать типичных ошибок в сочинении-рассуждении

Оглавление

Невнимательно прочел тему, подменил рассуждения на заданную тему пространными размышлениями, закончил сочинение банальной общей фразой — в сочинениях по русскому языку обидные ошибки допускают даже медалисты.

Происходит это потому, что сочинение-рассуждение требует сразу нескольких сложных умений: последовательно рассуждать с опорой на логику, стройно излагать мысли и убедительно аргументировать свою позицию.

Актуально не только на уроках, но и в жизни, так ведь? Поэтому важно проработать с учениками те места, которые в сочинении-рассуждении «западают» чаще всего.

Несоответствие теме: невнимательно прочитали тему...

От волнения ученики легко могут пропустить важную деталь или логическое ударение — ракурс постановки проблемы в теме сочинения. Из-за этого в своем рассуждении они могут неосознанно расширить, сузить заданную тему или вовсе неправильно ее понять и подменить другой.

Как выглядит такая ошибка?
В сочинении на тему «В чем причины конфликта отцов и детей» ученик пишет о том, к чему приводит конфликт поколений.

Чтобы предупредить эту ошибку, потренируйтесь с помощью упражнений на понимание темы: например, переформулировки тезисов, трансформации утверждения в вопрос, выделения ключевых слов и подбора к ними синонимов.

…или подменяют рассуждения на заданную тему пространными размышлениями

Даже если тему ученик понял верно, он все еще может пуститься в демагогические рассуждения. Важно научить его последовательно и логично раскрывать тему в сочинении. При этом лучше проработать один тезис, чем продумывать сразу несколько: увеличение объема текста сочинения может привести к потере баллов за грамотность.

Пример демагогии:
«Действительно, искусство помогает понимать действительность. Это важно для каждого человека, потому что на протяжении жизни мы не раз сталкиваемся с произведениями искусства. Нужно учиться понимать их, вслушиваться, вчитываться, всматриваться в творения художников. Ведь каждое из них несет нам что-то полезное».

Объясните ученикам, что они должны сначала сформулировать тезис, свою позицию по вопросу и его обоснование. В этом помогут упражнения с конкретными темами. Например, попросите учеников расписать все значения слова «любовь» и подумать, как о каждом тезисе они будут рассуждать и чем обоснуют свою позицию.

Не знают, как закончить сочинение

В заключении ученики нередко забывают о ключевых словах темы, подменяют заключение выводом к примеру из литературы, повторяют вступление или заканчивают текст одной банальной фразой («У каждого человека есть своя мечта»).

Чтобы ученики не «выдыхались» к концу сочинения, предложите им упражнения на проработку заключения. Например, выделить ключевые слова в заключении и с их помощью определить тему и тезис сочинения. Подобный прием позволяет осмотреть текст свежим взглядом и выявить недостатки раньше, чем работа пойдет на чистовик.

Научите детей стройно излагать мысли и убедительно аргументировать свою позицию — чтобы помочь с этим, наша команда подготовила готовые рабочие листы с заданиями, памятками и упражнениями.

Они полностью бесплатные — скачайте, распечатайте и работайте с учениками над сочинениями-рассуждениями. Подготовка к уроку по этим материалам займет у вас не больше пяти минут!

А какие упражнения даете вы своим ученикам? Поделитесь с нами в комментариях!