Иронично, что человек, который столь внимательно относился к своему здоровью, на экране чаще всего появлялся в образе комичного выпивохи. Как же так получилось? Поговорим об этом, а также о других особенностях актёрских работ Георгия Вицина.
«Сдаётся мне, джентльмены, это была… комедия»
До Труса Георгий Вицин уже становился заложником роли. В 1951 году он снимался в фильме «Белинский», где сыграл Николая Гоголя. Внешнее сходство и артистизм Вицина так понравились режиссёрам, что к образу писателя он возвращался ещё дважды — в картинах «Композитор Глинка» (1952) и «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959). Позже был ещё и «Ералаш», но это, что называется, выход на бис.
Перелом в его карьере случился в 1961 году после выхода короткометражек «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Тут стал очевиден комедийный талант Вицина, хотя прежде ему прочили славу драматического актёра. Так, он мог бы сыграть Гильдестерна в «Гамлете» Григория Козинцева, но когда режиссёр увидел Вицина у Гайдая, ни о каком «Гамлете» речи уже не шло. Режиссёр сокрушался, что Трус загубил великого трагедийного актёра.
Правда, сам Вицин не очень сожалел о несостоявшейся карьере в драматическом амплуа.
«Когда я играл Труса, то играл себя в детстве. По актерскому амплуа он мне очень близок, я про него знаю все. Он нежный, по-своему поэт. Он не вяжется в этой шайке с другими».
Игры с возрастом
Есть в творчестве Вицина ещё одна забавная особенность. Это повторяющееся и тотальное несоответствие его собственного возраста и возраста его персонажей.
В молодости он не раз играл стариков, а в зрелом возрасте — молодых. И здесь есть два совершенно замечательных примера! Так в 38 лет Вицин исполнил роль деда Мусия в фильме «Максим Перепелица», и в тот же год сыграл молодого «запасного игрока» Васю Веснушкина. А вот ещё: в 47 Георгий Михайлович побывал и злым волшебником в «Сказке о потерянном времени», и молоденьким женихом из «Женитьбы Бальзаминова». И в каждой роли выглядел очень органично. А ведь ещё были театральные работы. Там артиста и зрителя почти ничего не разделяет и нет возможности спрятаться за монтажом или ещё одним дублем, но все его перевоплощения принимались на ура.
Алкоголик как альтер-эго
А теперь поговорим о самом объемном пласте персонажей Вицина — о пьяницах. За свою карьеру он сыграл великое множество выпивох разного вида притом, что сам не пил, не курил, практиковал йогу и вегетарианство. И в то же время его герои получались живыми, не наигранными, и неизменно были добряками, в чем-то по-детски наивными. Наверное, это Георгий Михайлович привнес от себя.
Впервые в роли пьяницы Вицин появился на экране в 1958 году в короткометражке «Чудотворец» из Бирюлева». Затем появился гайдаевский Трус, после которого за новое амплуа актёра ухватились и другие режиссёры: в фильме «Путь к причалу» он предстал в образе комичного интеллигента, попавшего в вытрезвитель; в «Первом троллейбусе» сыграл пьяного пассажира; в «Опекуне» исполнил роль актёра, пристрастившегося к бутылке... Список длинный.
Но особенно глубоко укоренилась связь между Вициным и героями-алкоголиками благодаря (или из-за) Гайдая. Во всех фильмах персонажи Георгия Михайловича пьют: в «12 стульях» монтер Мечников, в «Не может быть!» отец невесты, в «За спичками» финский портной, в «Опасно для жизни» алкоголик Чоколов.
Самого актёра такая слава не тяготила. По этому поводу он даже шутил, что убедительно сыграть пьяного в кино может только трезвенник. Пожалуй, словам Георгия Михайловича можно верить, ведь он доказал это утверждение собственным примером.
А какая роль Георгия Вицина самая любимая у вас? Делитесь в комментариях!:)
#советские актеры #актеры ссср #актеры советского кино #советское кино #кино