Найти тему

Школьное образование – это сфера услуг?

Несколько лет назад стали много говорить о том, что образование в целом и школьное в частности относятся к сфере услуг. Помню, какое недовольство тогда это вызвало у коллег. Каких только примеров для сравнения они не приводили: от парикмахеров, то «мастеров чистоты». Многие восприняли это как оскорбление. Моя реакция были иной. Почему?

Начнём с того, что в самом законе об образовании ничего о сфере услуг не говорит. Упоминаются платные образовательные услуги, но никак не основная деятельность. Само отношение к образованию как услуге пришло к нам из экономики. Для экономистов важно учитывать все факторы, оказывающие влияние на экономику. Товаром образование назвать невозможно. Поэтому использовали термин «услуга». Просто надо принять это как факт и всё.

Да, кому-то это может показаться обидным. Но давайте рассмотрим такой пример: подойдите к соседу и назовите его приматом. Обидится? Скорее всего, но это не отменяет того факта, что все мы, люди, с биологической точки зрения относимся к отряду приматов. Точно также и с образованием. Да, услуга. Со своими особенностями, но услуга. Что-то изменилось?

Формально ничего не изменилось. Но ведь как посмотреть. Я для себя нашёл один плюс, и вроде часть коллег со мной согласилась. Давайте начнём с примера из другой сферы. Пациент приходит к доктору. Заболевание серьезное. Обследование прошёл. Доктор выписал рекомендации: какие лекарства применять, что можно делать и чего нельзя. Прошло какое-то время, пациент словам доктора не последовал и стало хуже. Доктор виноват? Нет. Давайте перенесём это на сферу образования. Учитель организует процесс, говорит, что как делать. Кто-то из учеников не делает, получает двойку или не сдаёт экзамен. Учитель виноват?

Если мы говорим об образовании, как сфере услуг, то тогда мы обязательно должны сказать и про обоюдную ответственность за результат. Как со стороны того, кто оказывает услугу (педагог), так и со стороны того, кто её получает (ученик); ну ещё плюс родители (законные представители).

Не обижайтесь, уважаемые коллеги, если вашу деятельность назвали услуги. Найдите в этом свои плюсы. Придёт к вам ученик или родитель жаловаться на успеваемость, а вы сперва спросите, сделал ли он то, что должен был?

Спасибо за внимание!