Найти тему

Белоруссия: кризис преодолен или отложен?

Фото: vesti.news
Фото: vesti.news

Годовщину начала протестных выступлений в Минске милейший Александр Григорьевич отметил как настоящий победитель: задушевной беседой с местной и иностранной прессой, на которую не забыли пригласить и представителей западных СМИ. Мероприятие прошло, что называется, в лучшем виде. За семь часов с хвостиком главный белорусский начальник ответил на немереное количество вопросов, продемонстрировал, свойственную ему, открытость и простоту в общении, эмоциональность, душевность и уверенность в завтрашнем дне. Одним словом, перед прессой предстал отец нации или попросту Батька. Строгий, но справедливый.

Сообщений и комментариев на тему этой встречи написано уже немало. Поэтому перед тем как высказать еще одно мнение по этому поводу хотелось бы напомнить еще об одном событии в жизни Белоруссии, которое, как нам представляется, было незаслуженно обойдено вниманием российских СМИ. Мы имеем в виду Программу социально-экономического развития республики на 2021-2024 годы. А ведь документ очень интересный, как в плане задач, которые намечено решить руководству республики, так и обещанных результатов.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что за пятилетие планируется рост экономики на 20 % по сравнению с 2020 годом, зарплаты граждан республики должны вырасти в пределах от 50 до 100 процентов. Здорово! Ничего не скажешь.

Но тут сам собой напрашивается неприятный вопрос: как экономика республики сможет за пятилетие вырасти на 20 %, если в первые два года из этих пяти (2021 и 2022) её рост планируется белорусским руководством на уровне 1,8 и 2,9 процентов, соответственно? Непонятно.

План также предусматривает цифровизацию (куда же без неё в наше время), укрепление промышленного потенциала, развитие регионов, импортозамещение и радикальное увеличение объемов экспорта аж на 36,3 % процента. Это будет достигаться посредством модернизации существующих производств и создания новых. А на это потребуются серьезные инвестиции, в частности, в такие отрасли и направления экономики, как энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, биотехнология, деревообработка и изготовление мебели и т.д.

И опять вопрос: откуда возьмутся деньги на инвестирование? Финансовое положение республики оставляет желать лучшего. Западные аналитики (у нас как-то говорить об этом стесняются) открыто обсуждают вопрос о преддефолтном состоянии финансов Белоруссии, истощении её финансовых резервов до такого состояния, что без российских кредитов (как всегда, льготных) республика не в состоянии обслуживать и погашать свои долги западным финансовым организациям.

Так что вырисовывается такая картина: белорусы, которые любят и умеют работать, будут строить светлое будущее, обещанное Батькой, Россия же – обеспечивать финансирование этого глобального проекта за счет опять-таки кредитов, льготных цен на энергоносители и предоставления своего рынка для белорусских товаров. Как говаривал в свое время Кот Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино»: «Люблю коллективный труд ради моей пользы». Это – про Александра Григорьевича. А во сколько это может обойтись Государству Российскому, судить не беремся.

А теперь, думается можно вернуться и к пресс-конференции, то бишь беседе. Все-таки странное впечатление она производит. Уж больно много, как сейчас говорят, «непоняток». Коснемся лишь некоторых.

С одной стороны, Батька неоднократно расписался в любви к России и её гражданам, называя своим другом не только президента Владимира Путина, но и журналиста Владимира Соловьева. Хотя интервью ведущему популярнейшего политического ток-шоу он по какой-то причине давать избегает, и видел его только на экране.

С другой – ответ по поводу признания Крыма и Севастополя частью России. Тут он не только уравнял себя, президента независимой страны, с «российскими олигархами», коих уже нет в природе, поскольку олигарх – это очень богатый человек, имеющий возможность влиять на руководство страны. А наши миллиардеры и миллионеры лишены такой возможности.

Александр Григорьевич еще упомянул всуе и Будапештский меморандум, который был инспирирован США, поскольку Вашингтон опасался возможности расползания ядерного оружия с территории Украины по белу свету.

Кстати, по своему статусу это документ, который по разным причинам не был ратифицирован большинством подписантов, представляет собой нечто вроде декларации о намерениях. Не более того. И непосредственный участник этого процесса президент Лукашенко не может не знать, что Меморандум не накладывает на Белоруссию никаких обязательств.

А в сухом остатке получается: Белоруссия и Россия официально входят в состав Союзного государства (что оно собой представляет, разговор особый), и при этом одна из стран-участниц этого объединения не признает двух субъектов федерации другой страны участницы. Ерунда какая-то. Интересно, как бы реагировал Александр Григорьевич, если бы Россия отказалась признавать белорусскими её пограничные территории: с Польшей Брестскую область или с Украиной Полесье?..

Из других, вежливо говоря, странностей, отмеченных в выступлении Батьки, хотелось бы отметить ответ относительно участия Р.Протасевича (если не подводит память, редактора канала Nexta, неудачно приземлившегося в Минске) в войне на Донбассе в составе добробата «Азов». В связи с этим персонажем и его, скажем, переводом на бесконвойное содержание Александр Григорьевич заявил, что юноша, дескать, сотрудничает со следствием, а в «Азове» он был кем-то вроде пропагандиста и непосредственного участия в боевых действиях не принимал.

Да хоть поваром или картографом, какая разница, если он добровольно служил в подразделении, которое даже американцы признали фашистским.

Просто удивительная снисходительность и человеколюбие. Причем эти чувства проявляются белорусским руководством только в отношении тех добровольцев, которые воевали на стороне Киева. Что касается тех, кто пошел воевать за Донбасс, получали и продолжают получать реальные сроки. И немалые. Так что «человеколюбие» бывает избирательным.

Перечислять «непонятки» можно и дальше, но, думается, не стоит. И так все ясно.

Резюмируя вышесказанное, приходится отметить, что серьезных выводов из событий августа и осени прошлого года Минск и в первую очередь милейший Александр Григорьевич не сделал. Тот факт, что на годовщину начала антиправительственных выступлений в республике было все тихо, говорит лишь о том, что противники действующего президента еще не готовы к тому, чтобы начать новый раунд борьбы за власть. Тем более, что обстановка для новых массовых выступлений пока не благоприятствует.

А вот Батька, похоже, уверовал в свою полную и окончательную победу и начинает делать ошибки.

Возьмем хотя бы упомянутый пятилетний план, возможность претворения в жизнь которого в условиях усиления санкций против республики, представляется делом весьма сомнительным. Конечно, много из того, что прописано в этом плане граждане республики забудут. Но вот обещание роста зарплат, а, следовательно, и пенсий точно останется в памяти народной. И что тогда?

Помнится, лет с десяток или чуть больше тому назад Минск уже натворил дел, когда в условиях кризиса перед Лукашенко встал вопрос отказаться от традиции поднимать размеры пенсий, стипендий и других социальных выплат, а также зарплаты бюджетникам накануне очередных выборов или нет. Финансовая ситуация в республике была непростой. И средств на увеличение социальных расходов в бюджете не было. Тогда включили печатный станок.

Излишек наличности при отсутствии товарной массы привел к резкому скачку цен и бешеной инфляции. И массовым протестным акциям, которые, слава Богу, не переросли в нечто большее. Некому тогда было накручивать белорусское общество. А теперь – есть. Кстати, тогда нормализация ситуации при активной финансовой помощи России заняла несколько лет.

Думается, что та же иллюзия безопасности своего режима определяет и поведение белорусского начальника на внешнем контуре, надежда, что все образуется, явно присутствовала в его репликах. В ходе встречи с журналистами независимо от риторики Александр Григорьевич как бы давал понять, что он готов к диалогу с Западом, что он не отказался от «многновекторности», будь она неладна. Отсюда и позиция по Крыму, и мягкость в отношении Протасевича и его подруги, а также другие явные завуалированные сигналы.

А ведь именно эта многовекторность, потакание явно подрывной деятельности западных фондов, местным националистам и обострение отношений с Россией (вспомним выступления Батьки периода мая-начала августа прошлого года) и создали условия для антиправительственных выступлений.

Тогда формальным поводом для взрыва послужили итоги голосования. Что будет использовано в следующий раз, посмотрим…

Больше материалов на нашем сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов , а также в телеграмме-канале .