Я регулярно встречаю такую ситуацию: предприятие готовится к прохождению сертификации и приглашает консультантов.
При этом, начинает собирать рабочие группы, пишет регламенты и т.д. Проходит пара месяцев после аудита, и все давно забыли, какие регламенты были внедрены.
Все дело в том, что они и не были внедрены. Есть некая инструкция к действию. Чтобы регламент заработал, нужно приложить усилия по отношению к тем, кто должен его выполнять. Просто заставить человека что-то делать далеко не всегда можно и нужно. Нужно и уговаривать, и работать с мотивацией, и корректировать поведение людей. А это не так легко, как может показаться.
Любая система менеджмента качества борется с инцидентами. Она борется с браком, потерями, с различного рода несчастными случаями. А без системы качества менеджмента, то есть, без руководителей, которые умеют работать с мотивацией, которые умеют людям объяснить, зачем те делают то или иное действие, ничего не получится.
Сама разработка адаптации системы для конкретного предприятия подразумевает рабочие группы.
Но что очень часто происходит на этих рабочих группах? Собираются неглупые люди и становятся одним коллективным дураком. Вникать в написанное в системах им не хочется, а если не вникнуть, то и обсуждать нечего.
Если нет тех, кто умеет управлять взаимодействием, то ни о какой системе менеджмента качества речь уже не пойдет.
К тому же, на предприятиях есть отделы технического контроля, службы качества, которые находятся либо в доминирующем положении, либо в униженном.
Они приходят и говорят: нужно останавливать конвейер. У нас проблема. А собственник не согласен по причине потери денег. На таком предприятии нет системы менеджмента качества.
Качество менеджмента также нужно для того, чтобы бороться с последствиями. Но для повышения качества это бесполезно. Нужно работать не с тем, что уже случилось, а с тем, что может случиться.
А для этого в каждом конкретном инциденте нужно находить ключевые причины. Эти дороги ведут к некачественно поставленным задачам, некачественно подготовленным проектным решениям, некачественным техническим заданиям, некачественным стратегическим решением и так далее. То есть, все упирается в человеческий фактор, в то самое качество менеджмента.
Поэтому те, кто хочет внедрить систему менеджмента качества, сначала должны позаботиться о системе качества менеджмента. Это и будет первый шаг для преодоления будущих неприятностей.