Найти тему
Смотри сюда

5 артхаусных фильмов о женском одиночестве

Оглавление

Фильмов о женском одиночестве, попытках построить личную жизнь или карьеру, найти себя - довольно много. Эта тема всегда актуальна и привлекает даже тех, у кого на личном фронте и в других сферах жизни все в порядке.

В данной подборке предлагаю вашему вниманию 5 незаурядных артхаусных фильмов о женщинах, чей удел - добровольное или вынужденное одиночество.

И речь даже не о физическом отсутствии людей рядом, а о внутреннем состоянии отчуждения, сказывающееся на человеческих взаимоотношениях и мировоззрении.

"Мрачные моменты" или "Безрадостные мгновения" (Bleak Moments), 1971 г.

"Мрачные моменты" - дебютный фильм британского кинорежиссёра Майкла Ли, в котором показана жизнь немолодой женщины по имени Сильвия, работающей секретаршей в одной из скучных лондонских контор. На ее попечении - умственно отсталая сестра Хильда, в подругах - странноватая коллега, посещающая спиритические сеансы, в ухажерах - нерешительный школьный учитель.

Оживление в жизнь Сильвии привносит появление милого, но робкого хипповатого копировщика, играющего на гитаре. Казалось бы, мрачные моменты одинокого существования озаряются проблесками надежды на обретение личного счастья...

Кадр из фильма "Мрачные моменты", 1971 г.
Кадр из фильма "Мрачные моменты", 1971 г.

Тип одиночества, представленный в данном фильме, социальный. Герои запрограммированы следовать общепринятым условностям и манере поведения, подменяя искренние чувства и важные признания пустыми беседами на отвлеченные темы. Их способы построения отношений - шаг вперед и два назад - и вот они снова оказываются там, откуда начали.

Тонкая психологическая драма, обязательная к просмотру заядлым киноманом.

"Ничего личного" (Nothing Personal), 2009 г.

Урсула Антоняк - мастер передачи эмоционального состояния своих героев с использованием минимума средств. Некоторые из ее фильмов, - медиативные философские исследования женского одиночества. Фильм "Ничего личного" - один из них.

Это драма о личном выборе одинокой молодой женщины без имени и прошлого, появившейся в доме такого же одинокого старика в одной из глубинок Ирландии.

Здесь негромкий манифест одиночества заключается в стремлении отринуть все, что напоминает о разочаровании в любви, браке, семейном быте и прочих атрибутах жизни, полной самообмана и внешнего шума.

Кадр из фильма "Ничего личного", 2009 г.
Кадр из фильма "Ничего личного", 2009 г.

Героиня этого фильма ставит знак "=" между одиночеством и свободой. Дикая суровая природа, палатка, разбитая на промерзлых равнинах, объедки, найденные в мусорном контейнере, свежая ключевая вода в пластиковой бутылке, минимум контакта с людьми - вот ее новая реальность, в которой она счастлива. Но судьба сводит ее с другим одиночкой, который только рад разделить, а то и отдать все, что у него есть этому загадочному существу.

И все же сцепление тел и душ - утопичная блажь, иллюзия. Голая истина - человек всегда одинок даже в моменты, когда влюблен или привязан к кому-то. Признание этого - следующий шаг на пути поиска гармонии с собой и с природой.

"Код синий" (Code Blue), 2011 г.

Еще одна картина Урсулы Антоняк, главная героиня которой - одиночка со странностями. Но в отличие от рыжеволосой ирландки из "Ничего личного" сухая нордическая блондинка из "Код синий" избирает иной способ заполнения внутренней пустоты.

Мариан работает медсестрой в одной из городских клиник, она ухаживает за безнадежно больными, в основном, стариками, еще цепляющимися за жизнь. Между ними и Мариан устанавливается некая связь, безмолвная близость, скрашивающая их одиночество. Кажется, что Мариан зависит от умирающих больше, чем они от нее. И сами того не осознавая, после своей кончины они оставляют заботливой медсестре кое-что на память из своих личных вещей...

Кадр из фильма "Код синий", 2011 г.
Кадр из фильма "Код синий", 2011 г.

Возможно, вас заинтересует этот своеобразный взгляд на экзистенциальное одиночество человека, наощупь пробирающегося в мире живых - мужчин и женщин, их внутренних связей, взгляд на попытку героини поставить эксперимент над собственными чувствами и страхами - удачный или нет...

"Стена" (Die Wand), 2012 г.

Сюжет "Стены" по сути попадает под такую жанровую категорию, как фантастика, однако в большей степени - это драма, повествующая о женщине, живущей в отдаленной горной местности и отрезанной от внешнего мира невидимой стеной. В условиях дикой природы, в компании пса, котят и коровы, изо дня в день она ведет дневник, в котором записывает те небогатые впечатления от своей новой, необычной жизни.

Кадр из фильма "Стена", 2012 г.
Кадр из фильма "Стена", 2012 г.

Неизвестно, что стало с ее пожилыми друзьями, с которыми она прибыла в горный домик отдохнуть, и судьба целого мира - та же загадка, на которую не дается ответа. И все же отсутствие динамики и событийности в фильме компенсируется аутентичностью царящей в нем атмосферы, красотой кадров и глубиной самопознания главной героини, которая обрела в своем вынужденном одиночестве один ей известный сакральный смысл.

Возможно, она всегда была "за стеной", и ее внутреннее самоощущение вдруг обрело материальную форму.

"Луиза зимой" (Louise en hiver), мультфильм, 2016

Этот замечательный мультфильм не мог не войти в данную подборку, благо он ориентирован на взрослую возрастную категорию.

В основе сюжета - история о пожилой даме Луизе, которая опоздала на поезд и застряла в пустынном приморском городке в несезон. Осознав, что кроме нее и приблудившегося к ней говорящего пса, на всем курортном побережье больше никого нет, старушка принимает решение разбить небольшой лагерь у самого моря.

Кадр из мультфильма "Луиза зимой", 2016 г.
Кадр из мультфильма "Луиза зимой", 2016 г.

Так, не спеша, Луиза проводит одинокие дни за нехитрой работой, добыванием пищи, в прогулках вместе с псом, между делом рефлексируя, пробираясь по лабиринтами своей памяти, рассуждая о былом и настоящем, открывая для себя новые ощущения.

Чем больше времени Луиза проводит одна, тем слабее ее желание быть найденной и спасенной. В тишине и благодати природы, наедине с собой и своими мыслями она снова становится по-детски непосредственной и свободной.

Позиционируемый как драма данный шедевр - мудрое высказывание о почти прожитой и осознанной жизни, когда близкие люди и счастливые мгновения - лишь смутные призраки прошлого. Несомненно, это удивительная притча об обретении естественности бытия через одиночество.