Фильмов о женском одиночестве, попытках построить личную жизнь или карьеру, найти себя - довольно много. Эта тема всегда актуальна и привлекает даже тех, у кого на личном фронте и в других сферах жизни все в порядке.
В данной подборке предлагаю вашему вниманию 5 незаурядных артхаусных фильмов о женщинах, чей удел - добровольное или вынужденное одиночество.
И речь даже не о физическом отсутствии людей рядом, а о внутреннем состоянии отчуждения, сказывающееся на человеческих взаимоотношениях и мировоззрении.
"Мрачные моменты" или "Безрадостные мгновения" (Bleak Moments), 1971 г.
"Мрачные моменты" - дебютный фильм британского кинорежиссёра Майкла Ли, в котором показана жизнь немолодой женщины по имени Сильвия, работающей секретаршей в одной из скучных лондонских контор. На ее попечении - умственно отсталая сестра Хильда, в подругах - странноватая коллега, посещающая спиритические сеансы, в ухажерах - нерешительный школьный учитель.
Оживление в жизнь Сильвии привносит появление милого, но робкого хипповатого копировщика, играющего на гитаре. Казалось бы, мрачные моменты одинокого существования озаряются проблесками надежды на обретение личного счастья...
Тип одиночества, представленный в данном фильме, социальный. Герои запрограммированы следовать общепринятым условностям и манере поведения, подменяя искренние чувства и важные признания пустыми беседами на отвлеченные темы. Их способы построения отношений - шаг вперед и два назад - и вот они снова оказываются там, откуда начали.
Тонкая психологическая драма, обязательная к просмотру заядлым киноманом.
"Ничего личного" (Nothing Personal), 2009 г.
Урсула Антоняк - мастер передачи эмоционального состояния своих героев с использованием минимума средств. Некоторые из ее фильмов, - медиативные философские исследования женского одиночества. Фильм "Ничего личного" - один из них.
Это драма о личном выборе одинокой молодой женщины без имени и прошлого, появившейся в доме такого же одинокого старика в одной из глубинок Ирландии.
Здесь негромкий манифест одиночества заключается в стремлении отринуть все, что напоминает о разочаровании в любви, браке, семейном быте и прочих атрибутах жизни, полной самообмана и внешнего шума.
Героиня этого фильма ставит знак "=" между одиночеством и свободой. Дикая суровая природа, палатка, разбитая на промерзлых равнинах, объедки, найденные в мусорном контейнере, свежая ключевая вода в пластиковой бутылке, минимум контакта с людьми - вот ее новая реальность, в которой она счастлива. Но судьба сводит ее с другим одиночкой, который только рад разделить, а то и отдать все, что у него есть этому загадочному существу.
И все же сцепление тел и душ - утопичная блажь, иллюзия. Голая истина - человек всегда одинок даже в моменты, когда влюблен или привязан к кому-то. Признание этого - следующий шаг на пути поиска гармонии с собой и с природой.
"Код синий" (Code Blue), 2011 г.
Еще одна картина Урсулы Антоняк, главная героиня которой - одиночка со странностями. Но в отличие от рыжеволосой ирландки из "Ничего личного" сухая нордическая блондинка из "Код синий" избирает иной способ заполнения внутренней пустоты.
Мариан работает медсестрой в одной из городских клиник, она ухаживает за безнадежно больными, в основном, стариками, еще цепляющимися за жизнь. Между ними и Мариан устанавливается некая связь, безмолвная близость, скрашивающая их одиночество. Кажется, что Мариан зависит от умирающих больше, чем они от нее. И сами того не осознавая, после своей кончины они оставляют заботливой медсестре кое-что на память из своих личных вещей...
Возможно, вас заинтересует этот своеобразный взгляд на экзистенциальное одиночество человека, наощупь пробирающегося в мире живых - мужчин и женщин, их внутренних связей, взгляд на попытку героини поставить эксперимент над собственными чувствами и страхами - удачный или нет...
"Стена" (Die Wand), 2012 г.
Сюжет "Стены" по сути попадает под такую жанровую категорию, как фантастика, однако в большей степени - это драма, повествующая о женщине, живущей в отдаленной горной местности и отрезанной от внешнего мира невидимой стеной. В условиях дикой природы, в компании пса, котят и коровы, изо дня в день она ведет дневник, в котором записывает те небогатые впечатления от своей новой, необычной жизни.
Неизвестно, что стало с ее пожилыми друзьями, с которыми она прибыла в горный домик отдохнуть, и судьба целого мира - та же загадка, на которую не дается ответа. И все же отсутствие динамики и событийности в фильме компенсируется аутентичностью царящей в нем атмосферы, красотой кадров и глубиной самопознания главной героини, которая обрела в своем вынужденном одиночестве один ей известный сакральный смысл.
Возможно, она всегда была "за стеной", и ее внутреннее самоощущение вдруг обрело материальную форму.
"Луиза зимой" (Louise en hiver), мультфильм, 2016
Этот замечательный мультфильм не мог не войти в данную подборку, благо он ориентирован на взрослую возрастную категорию.
В основе сюжета - история о пожилой даме Луизе, которая опоздала на поезд и застряла в пустынном приморском городке в несезон. Осознав, что кроме нее и приблудившегося к ней говорящего пса, на всем курортном побережье больше никого нет, старушка принимает решение разбить небольшой лагерь у самого моря.
Так, не спеша, Луиза проводит одинокие дни за нехитрой работой, добыванием пищи, в прогулках вместе с псом, между делом рефлексируя, пробираясь по лабиринтами своей памяти, рассуждая о былом и настоящем, открывая для себя новые ощущения.
Чем больше времени Луиза проводит одна, тем слабее ее желание быть найденной и спасенной. В тишине и благодати природы, наедине с собой и своими мыслями она снова становится по-детски непосредственной и свободной.
Позиционируемый как драма данный шедевр - мудрое высказывание о почти прожитой и осознанной жизни, когда близкие люди и счастливые мгновения - лишь смутные призраки прошлого. Несомненно, это удивительная притча об обретении естественности бытия через одиночество.