В 1991 году у Металлики были все шансы запороть главный свой альбом, который теперь называют «Черным». Для этого участникам коллектива надо было тверже стоять на своем и не поддаваться на уговоры.
Это потому, что начинается альбом 1991 года именно с песни Enter Sandman. И, когда группа писала пластинку, она сразу решила, что именно эта песня и будет первой. А изначально-то Enter Sandman звучала совсем не так, как мы привыкли. И тон задавала совсем другой:
Тому, о чем поется в сабже, посвящен отдельный выпуск. А сегодня – про звучание песни. Откуда оно взялось и почему вышло именно таким, а не совсем другим. Хотя шансы были.
Дело было в 1990-м году, после альбома «…And Justice for All». Приходит гитарист «Металлики» Кирк Хэмметт на студию, приносит новый рифф. Для тогдашней Metallica новый, а для нас - прообраз Enter Sandman. Только рифф этот звучит совсем не так, как мы его знаем теперь, а вдвое короче.
Потому что Хэмметт придумал две музыкальные строчки: одну - и другую. Парень как раз разводился с первой женой и, возможно, хотел рубить концы. Но, гласит легенда, его неженатый коллега Джеймс Хэтфилд сказал: чувак. А сыграй первую строчку трижды, а потом второй закройся.
Вот так и получилась знаменитая Enter Sandman, которая задает тон всему самому знаменитому альбому самой знаменитой метал-группы.
А ведь, кто знает, будь Хэтфилд женат – может, и не стал бы лезть с советами и звучал бы сабж так, как был задуман. Правда, барабанщик Ларс Ульрих утверждает, что удлинить рифф Кирку присоветовал именно он:
То есть Enter sandman мог бы начинаться именно с таких звуков; вроде песня все равно узнается, а звучит попроще. И такой же одномерный тон она, выходит, задавала бы всему альбому. Потому что, повторюсь, первой стоит в трек-листе.
А вышло ведь так, что альбом 1991 года сделал всю группу. После Black Album Металлика закрепилась в статусе богов металлической музыки. А до этой пластинки они были всего лишь полубоги, как многие. То есть слушали другие группы и даже вдохновлялись коллегами.
И тут самое время посмотреть, откуда взялась в целом мелодия Enter sandman. Никакого плагиата. Исключительно вдохновение от работы соседей по жанру.
Тот же Кирк Хэммет признался, что рифф для Enter Sandman сочинил, послушав знаменитую тогда гранж-команду Soundgarden, ее альбом Louder Than Love 1989 года. То есть вот такие звуки сподвигли гитариста на написание прототипа знаменитого ныне риффа:
А Ларс Ульрих, когда придумывал драм-партию для Enter sandman, был под большим впечатлением - от кого бы вы думали? - от AC/DC. И хотел, как он потом говорил, «больше грува в духе “Back In Black”. Сразу скажем: у Ульриха получилось богаче. Партия барабанов он свел из 50 разных фрагментов, а микрофонов в студии было до полусотни. У AC/DC что с барабанами, что со всем остальным было попроще:
Но ведь и текст Enter sandman мог быть совсем другим – не про детские ночные кошмары и без знаменитой молитвы, и без переделанной колыбельной внутри. Хэтфилд принес текст, в котором было что-то такое про некий страшный секрет, который разрушает благополучную семью, что-то про нечаянное удушение младенца матерью.
А тут надо понимать, на кого Хэтфилд посматривал, когда писал текст. Боб Дилан, Джон Леннон и Боб Марли были его ориентирами. То есть по мелочам парень не разменивался.
В общем, так завернул, что произошло небывалое. Барабанщик Ульрих и продюсер Боб Рок подошли к фронтмену и, положив руку на плечо, тихонько сказали: парень. Ты ведь можешь лучше. То есть вежливо, но твердо сказали: это все чушь, переделывай. И Хэтфилд внял и написал антиколыбельную - про Песочного человека и последствия его визита.
Тут надо сказать, что развелся на фоне «Черного альбома» не только Кирк Хэмметт. Развелась почти вся группа. В лице упомянутого Ларса Ульриха и басиста Джейсона Ньюстеда. И только Хэтфилда обошло, потому что повторюсь, жены у него не было.
То есть: три развода из трех возможных, и все во время записи. А причиной массовых расторжений браков был, считаю, продюсер Боб Рок. Потому что вынул, говорят, из нас всю душу своими придирками.
А про «Металлику» надо понимать, что это были невероятные педанты. То есть вроде и волосатые, и шумные, но! - В отличие от большинства коллег, эти, во-первых, знали ноты. А, во-вторых, были страшно ответственные. Сочиняли не по кабакам на салфетках, а садились и буквально с 10 до 17, прям как члены Союза писателей, творили. А репетировали вообще по факсу. Писали ноты, пересылали друг другу, по отдельности записывали свои партии, и оставалось только их свести. И продолжалось все в таком режиме ровно до «Черного альбома». Помочь с которым группа позвала вот этого самого Боба Рока. Про которого надо сказать отдельно.
Серьезные люди поговаривают, что Боб Рок – прямой потомок русского князя Боброка Волынского. Того самого Боброка, который командовал Засадным полком в Куликовской битве.
И, если Боброк Волынский спродюсировал победу Дмитрия Донского, то Боброк Калифорнийский в свое время привел к победе Aerosmith и Bon Jovi.
Боб Рок был одногодка участников Металлики и музыку понимал по-своему. Для знаменитой тогда группы Motley Crue Боб Рок сделал альбом «Dr.Feelgood». Да так сделал, что «Металлика», этот альбом услыхав, захотела так же - и позвала Рока к себе. Воеводой.
То есть вот еще одна песня, из-за которой и весь Black Album, и Enter sandman в частности стали такими, как есть. Motley Crue, песенка «Доктор Айболит»:
А Боб Рок оказался парень серьезный и эту металликовскую домашнюю обстановку, где каждый сидит играет дома, разрушил. Согнал всех в студию и заставил работать. И напряжение, говорят, было такое – небольшой городок можно запитать. То есть пожалели, что позвали. А вымещали злость на продюсера на инструментах. И потому-то, говорил потом сам Боб Рок, - эти охламоны и записали такой сочный, злой альбом. Скажите, говорит, спасибо за науку.
Так вот, участники Металлики, уже после того, как свели альбом и отмякли от общения с новым продюсером, решили, что, пожалуй, всё это было к лучшему. И этот Боб Рок продюсировал и все остальные альбомы Металллики вплоть до начала 21 века, все эти Лоуды-Релоуды.
Но настоящие ценители говорят, что злой Рок, конечно, Металлику погубил. Такой вот каламбур. Причем погубил прямо с этого Черного альбома и с "Энтерсэндмена" в частности. Попсово зазвучали, говорят.
У самой Металлики, разумеется, другое мнение. Ларс Ульрих: «Мы чувствовали, что в нас сидит наша лучшая пластинка, и Боб Рок может помочь нам её исторгнуть».
Начало и продолжение рассказа про Enter Sandman и группу Metallica, а также другие каверы и даже мэш-апы вы найдете в первом, втором, четвертом и пятом выпусках.
Чтобы не пропустить другие истории про другие песни, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!
Переслушать аудиовыпуски "Музыкального Second Hand'a" вы можете на silver.ru.