Индуизм (санскрит: Хинду Дхарма также известный как Санатана Дхарма, и Вайдика Дхарма, - это религия, берущая свое начало в Бхаратаварше (Индийский субконтинент), основанная на Ведах. Современный индуизм произошел от древней вайдика-парампары (ведической традиции).
Краткий обзор
Индуизм - древнейшее духовное декларирование человечества и первоисточник веры на планете. Он подчеркивает дхарму (правильный образ жизни), а не набор доктрин и, таким образом, охватывает различные религиозные верования и практики. Индуизм называют «колыбелью духовности» и «матерью всех религий» отчасти потому, что он повлиял практически на все основные религии.
Индуистская традиция - это дхарма, разработанная великими риши (мудрецами и провидцами) древней Индии. Он уходит своими корнями в такое далекое прошлое, что не может быть прослежен до какого-то одного человека. Это единственная религия, которая не основана на каком-то одном историческом событии или пророке, но сама предшествует записанной истории. Некоторые ученые считают, что индуизм должен был уже существовать в10 000 году до нашей эры и что самое раннее из индуистских писаний - Ригведа - было составлено задолго до 7000 г. до н. э. Сегодня индуизм - третья по величине религия в мире, насчитывающая около 1 миллиарда приверженцев.
На основе вневременной Дхармы
Индуистские доктрины основаны на Универсальных принципах, которые не зависят от конкретной расы или места проживания. Следовательно, это называется Санатана Дхарма (Универсальная религия). Его уникальность заключается в достоверности опыта и знаний в отличие от догм и убеждений. Его основные писания - это Веды, пожалуй, самые древние писания мира. Индуизм - миролюбивая и личная религия. Он не пытается никого обратить.
Центральным для индуистов является «Истина одна, путей много». Таким образом, ни одна конкретная религия не учит единственному пути к спасению, но все дхармические (праведные или подлинные) религиозные выражения являются аспектами Чистого Света Бога, заслуживающими терпимости и понимания.
«Индуизм - это не просто вера. Это союз разума и интуиции, который нельзя определить, его нужно только пережить. Зло и ошибка не абсолютны. Ада нет, потому что это означает, что есть место, где нет Бога и есть грехи, превосходящие Его любовь.»
- Д-р С. Радхакришнан
Для миллионов людей, практикующих эту дхарму (религию), это образ жизни, охватывающий все аспекты жизни, включая семью, общественную жизнь, науку, политику, бизнес, искусство и поведение в отношении здоровья. Священные писания содержат инструкции по этим аспектам жизни и имеют сильное влияние на искусство. Хотя аскетические практики йоги - хорошо известный аспект индуизма, семейная жизнь также считается священным долгом. Он ведет людей по путям, которые в конечном итоге приведут к Атману (Внутреннему Я) и слиянию с Брахманом (Вселенским Сознанием).
Основные принципы
Индуистская Дхарма признает, что все люди разные и обладают уникальным интеллектуальным и духовным мировоззрением. Следовательно, это позволяет людям развиваться и расти в своем собственном темпе, открывая им различные духовные пути. Она допускает различные школы мысли в соответствии с общими принципами индуизма. Это также допускает свободу вероисповедания, чтобы люди могли руководствоваться своим собственным духовным опытом.
То, что можно назвать общим для всех индуистов, - это концепции Дхармы (обязанности и обязательства), Сансары (реинкарнация / возрождение), Кармы («действия», ведущие к причинно-следственной связи) и Мокши (освобождение) каждого человека. Атман (Внутреннее Я) через множество путей, таких как Бхакти (преданность), Карма Йога (действие) и Джнана (знание) и, конечно же, вера в Ишвару / бхагавана (Бога).
Согласно индуистским шастрам (писаниям), незнание истинной природы Атмана как единого с Брахманом является ловушкой в круговороте бесконечной смерти или Сансары. Термин Сансара относится к процессу рождения и перерождения, продолжающемуся жизнь за жизнью. Сансара или переселение Атмана через цикл рождений и смертей, до достижения Мокши, управляется Кармой. Конкретная форма и состояние (приятное или неприятное) перерождения являются результатом Кармы, закона, по которому последствия действий в одной жизни переносятся в другую и влияют на ее характер.
Философия Кармы предполагает, что результаты произвольных действий оставляют свой отпечаток на Атмане. Эти действия определяют ход жизни и жизненный цикл Атмана в его последующей жизни. Добродетельные действия приближают Атмана к божественному верховному и приводят к перерождению с высшим сознанием. Злые действия препятствуют этому признанию божественного верховного и Атман принимает низшие формы мирской жизни. Согласно индуистской Дхарме, все живое, от растений до животных и человечества, подчиняется вневременной Дхарме, которая является естественным законом.
Даже Небеса (сварга) и низшие духовные миры временны. Освобождение от этого материального существования и цикла рождений и смертей для присоединения, достижения или развития отношений с Брахманом («универсальным духом») известно как Мокша, что является конечной целью индусов.
Другие принципы включают динамику гуру/чела, божественность слова АУМ и силу мантры (религиозного гимна), проявления божественного духа во всех формах существования; понимание того, что основная искра Атмана/Брахмана есть в каждом живом существе, представление о том, что все живые существа божественны.
Основные практики
Термин «индуизм» неоднороден, поскольку состоит из нескольких школ мысли. Существуют различия в местных практиках и поклонении определенным божествам. Однако есть центральные фигуры, которые объединяют его в одну традицию. Ядром индуизма является вера в Брахмана, основную универсальную жизненную силу, которая охватывает и воплощает существование, которому можно поклоняться в личных формах, таких как Вишну, Шива или Шакти.
В большинстве домашних хозяйств есть святилища определенного божества. Женщины регулярно проводят домашнюю пуджу, подношение фруктов, сырого риса, цветов, благовоний и других предметов божеству. Иногда людей могут приглашать присоединиться к пудже, что делает ее общим мероприятием. После того, как еда была предложена, считается, что она была духовно съедена и благословлена силой божества.
Индуизм включает в себя множество практик, в первую очередь духовную преданность (бхакти-йога), бескорыстное служение (карма-йога), знание и медитацию (джняна или раджа-йога). Они описаны в двух основных текстах по йоге: Бхагавад-гите и Йога-сутрах. Упанишады также важны как философская основа для этих практик.
Этические и моральные принципы
В индуизме есть 10 ям (ведических ограничений) и 10 ниям (ведических практик). Ведические ограничения включают: ахимса (непричинение вреда), сатья (правдивость), астея или брахмчарья (божественное поведение), кшма (терпение), дхрити (стойкость), дайа (сострадание), арджава (честность), митахара (умеренность аппетитов) и сауча (чистота).
К 10 ведическим практикам относятся: хри (раскаяние), сантоша (удовлетворение), дана (отдача), астикья (вера), ишвара-пуджана (поклонение), сиддханта шравана (слушание священных писаний), мати (познание), врата (священные обеты), джапа (чтение) и тапас (аскеза).
Индуистские писания
Божественные писания индуизма включают Веды, Упведы, веданги, Смрити, Даршан-шастры, Упанишады, Пураны, Итихи (Рамаяна и Махабхарата), Гита, Бхагаватам и писания Джагадгуру, ачарьев и Провидцев. Обширная коллекция индуистских писаний представляет собой систематизированную линию учений. Они предоставляют руководящие принципы для всех типов людей, имеющих разный уровень чистоты ума и восприимчивости к Богу и ведут их к Осознанию Бога.
1. Шрути происходят из Вед, имеют божественное происхождение и неизменны. В них заключены величайшие истины.
2. Смрити, называемые Дхарма-шастрами, созданы людьми. Они управляют повседневным поведением людей, в том числе действиями отдельного человека, сообщества и народа и могут со временем меняться.
3. Эпосы - это те события или повествования, в которых рассказывается философия Вед. Наиболее важные эпосы - Рамаяна и Махабхарата.
4. Пураны - это индуистские писания, которые передают истины Вед и Дхарма-шастр в форме сказок. Эти истории составляют основу религиозного образования обычного человека.
5. Агама записывает доктрину поклонения различным божествам, включая Шиву, Вишну и Шакти.
6. Даршаны охватывают шесть школ индуистской философии; они направляют ученых.
Священные Писания индуизма также раскрывают научные аксиомы, которые ценны для исследования и развития современной науки. Они раскрывают последовательность процедуры создания Вселенной, точную модель и работу Вселенной, а также науку об обороне, медицине и авиации, все, что требуется обществу для повседневной жизни.
Духовное исследование
Индуистская Дхарма обсуждает каждую мельчайшую деталь человеческого Духа и анализирует ее. Следовательно, это обучающая традиция, а не проповедническая. По своей глубине она ближе к квантовой физике, чем к любой другой религии. У нее нет ни одного Пророка, который ее начал, это скорее видение вековых риши (провидцев) и Риши-Кааса, которые всю жизнь размышляли о проблемах, центральных для человеческой жизни.
Весь этот процесс духовного исследования можно резюмировать в модуле из четырех вопросов;
Кто я ?
Что я делаю здесь, в этом мире?
Что мне делать дальше?
Какова природа жизни?
Кто я?
Это исследование состоит из исследования истинной природы Атмана (дживатмана). По умолчанию это также включает исследование природы Абсолютного Божества (Брахмана), с которым мы, как духовные существа, имеем близкие отношения.
Что я здесь делаю?
Как только мы интеллектуально признаем, что мы не такие, какими мы себя представляем, мы обращаем внимание на природу Вселенной и наше место в ней. Мы исследуем природу мирской реальности, происхождение вселенной и живых существ, а также взаимозависимые отношения между различными категориями одушевленных и неодушевленных существ. Затем мы можем исследовать универсальную проблему несчастья и смысла жизни и, главным образом, предмет нашего долга (Дхармы) по отношению к другим существам и окружающей среде, в которой мы живем.
Что мне делать дальше?
Получив знания по этим темам, мы должны серьезно подумать, что мы собираемся делать с этими знаниями, то есть как применять их в нашей повседневной жизни. Что мы делаем с нашими собственными страданиями и страданиями других? Теория «всего», которая не ведет к той или иной форме самотрансформации и практическому универсальному применению, - это просто когнитивная мечтательность.
Какова природа рождения и смерти?
Фундаментальная посылка индуизма состоит в том, что рождение и смерть - две чередующиеся фазы в кажущемся бесконечным цикле переселения. Этот цикл был запущен нами в далеком прошлом и конечная цель всей духовной практики - положить конец этому циклу. Прекращение этого цикла переселения известно как «освобождение» (мокша или «конец становления» - нирвана).
Для тех, кто хочет знать, он дает методику преподавания, предписывает образ жизни, который помогает нам учиться и дает огромные возможности для психологической зрелости. Все, что рождено, стареет и умирает. Только в человеческом рождении мы можем созреть уникальным образом. Эта способность делает нас высшим видом.
Центральные концепции
Чтобы получить базовое представление об основных концепциях индуизма, нужно фундаментальное изменение мышления и перейти от линейного взгляда на все в этом Творении (что характерно для Запада), к циклическому мышлению. Этот способ может привести к гораздо более мудрому и мягкому мировоззрению.
Вот краткое объяснение центральной концепции этой обширной и древней традиции.
Дхарма должна направлять нашу жизнь.
Мысль о Дхарме порождает в индуистском уме глубокую уверенность в космической справедливости. Это отражено в часто цитируемых максимах: «Праведная сторона одержит победу», «Только правда побеждает, а не ложь», «Дхарма убивает, если ее убивают; дхарма защищает, если она защищена», «Весь мир покоится на Дхарме ».
Дхарма - это закон, поддерживающий космический порядок, а также индивидуальный и социальный порядок. Дхарма поддерживает человеческую жизнь в гармонии с природой. Когда мы следуем Дхарме, мы подчиняемся закону, поддерживающему вселенную. Жизнь может быть гармоничной, только если мы уважаем Дхарму и живем, не трогая ее. Поэтому мы не можем надеяться, что не почувствуем ожога, если сунем руку в огонь! Итак, Дхарму тоже можно назвать праведностью.
Карма приносит соответствующие результаты
Индусы объясняют, что Бог, любящий и милосердный, никого не наказывает и не награждает. Он формирует нашу судьбу на основе наших собственных мыслей и поступков. Каждое действие человека в мыслях, словах или поступках приносит результаты, хорошие или плохие, в зависимости от морального качества действия. Моральные последствия всех действий охраняет Природа.
Это просто наши действия, которые мы выполняем, которые всегда приводят к соответствующим результатам. Они сами могут быть в некоторой степени ограничены нашими предыдущими действиями. Кажется, мы не можем контролировать, где и у кого мы родились, или какое у нас детство. Например, рождение в богатой или бедной семье соответствующим образом повлияет на наше мышление. Итак, судьба, которую мы переживаем, сама является результатом наших Карм, совершенных в другое время.
Свобода воли позволяет нам вырваться из определенных ситуаций с помощью нашей Кармы или действий. Однако мы должны понимать, что у нас есть свобода воли в отношении наших действий, но результаты исходят от Бога и всегда соответствуют совершаемым действиям. Итак, стимулом к добру является то, что мы пишем свою судьбу, а не Бога. Эти результаты могут быть немедленными или отложенными, в этой или иной жизни. Поскольку результаты не находятся в пределах нашего контроля, мы можем получить больше или меньше, чем ожидалось. Если мы правильно понимаем, мы можем принимать все, что приходит с невозмутимостью, с наименьшим беспокойством в уме. Чем больше мы признаем Божий приказ, тем спокойнее и бесстрашнее мы остаемся.
Бхагаван или Бог бесконечен
Веды изображают Брахмана как Высшую Реальность, Абсолют или Параматман (Вселенскую Душу). Брахман - это неописуемое, неисчерпаемое, бестелесное, всеведущее, вездесущее, изначальное, первое, вечное, трансцендентное и имманентное, абсолютное бесконечное существование и высший принцип, который без начала, без конца, который сокрыт во всем. Он - причина, источник, материал и следствие всего творения, известного, неизвестного и еще не произошедшего во всей вселенной. Брахман (не путать с божеством Брахмой) рассматривается как панентеистический Космический Дух. Личность, стоящая за Брахманом, известна как Парабрахман (Высший Брахман). Брахмана можно рассматривать как Ниргуна Брахмана (без личных атрибутов) или Сагуна Брахмана (с атрибутами).
Возможно, лучшее слово в индуизме для представления концепции Бога - это Ашвара (букв. Верховный Господь). В философии Адвайта Веданты Ишвара - это просто проявленная форма Брахмана в человеческом уме. Для индусов Ишвара полон бесчисленных благоприятных качеств; Он всеведущ, всемогущ, совершенен, справедлив, милосерден, славен, таинственен и в то же время полон любви. Он Творец, Правитель и Разрушитель этой вселенной. Некоторые верят, что Он бесконечен и бестелесен. В Вайшнаве и Шайве Сагуна Брахман рассматривается исключительно как Вишну или Шива, поэтому их последователи могут приписывать Ишваре антропоморфную форму. Ашвара также называется Бхагаваном. Божественная Сила (или энергия) Бога олицетворяется как женщина, или Шакти. Однако Бог и Божественная Энергия неделимы, едины и одно и то же.
Человеческая жизнь - это наш шанс найти единство с Брахманом
Весь Атман (Высшее Я) эволюционирует в сторону союза с Брахманом и в конечном итоге обретет Мокшу, духовное знание и освобождение от цикла перерождений. Каждый Атман рано или поздно этого достигает.
Каждый человек, независимо от религии, географического региона, пола, цвета кожи или вероисповедания, в действительности является Атманом, облаченным в физическое тело. Поскольку Атман изначально чист и божественен, каждое человеческое существо потенциально божественно. С точки зрения индуистов, человек не рождается грешником, но становится жертвой невежества под влиянием космического невежества, называемого Майей. Подобно тому, как тьма быстро исчезает при появлении света, заблуждение человека исчезает, когда проходит через самопознание.
Индуизм объясняет, что Атман (сокровенное «Я») вечно стремится к совершенному, безграничному и вечному счастью. Но Атман ошибочно ищет это счастье в майическом мире, где можно найти лишь преходящие удовольствия, за которыми следуют разочарования.
Только человеческая жизнь дает нам шанс узнать нашу истинную сущность, основанную на единственной истинной вещи, называемой Брахманом. Все остальное имеет зависимую реальность, потому что ничто, кроме Брахмана, не может существовать само по себе. Наши отношения с Богом подобны волнам в океане. Океан существует с волнами или без них, но волны не могут существовать независимо без океана. Когда волны становятся просветленными, они понимают, что они тоже вода и освобождаются от представлений об ограниченности. Это называется Мокша, или освобождение, и может быть достигнуто при жизни.
Цель жизни - «познать» Брахмана.
Брахмана (Высшая Реальность) нельзя «познать» в обычном смысле этого слова. Брахман знает все. Это называется «осознанием» Бога. Это за пределами манаса (ума). Это прямое переживание Бога. Это высшая цель жизни. Пока мы не достигнем этой цели, нам придется жить снова и снова. Пока мы не достигнем этой цели, мы должны пройти через рождение, смерть и снова рождение и так далее. Каждый раз, когда мы рождаемся, мы продолжаем свой путь к цели, с которой ушли. Когда цель достигнута, больше не нужно ни смерти, ни рождения. Говорят, что человек достиг бессмертия. На самом деле человек выходит за рамки всех ограничений. Исчезают даже основные ограничения, налагаемые концепцией индивидуальности и личности.
Есть промежуточные вехи и цели, поставленные индуистской Дхармой. Это Дхарма (праведность), Артха (богатство, приобретенное праведными путями) и Кама (уменьшение желаний в пределах Дхармы и Артхи). Поскольку существует вероятность неправильного представления об этих промежуточных целях, существует несколько текстов, объясняющих их. Это промежуточные цели, а не конечные цели. Конечная цель - это Мокша - свобода от ограничений посредством Богореализации. Дхарма, Артха и Кама должны быть ступеньками и, следовательно, средствами достижения цели, то есть Мокши. Согласно индуистской Дхарме, если люди следуют Артхе и Каме и наслаждаются ими в рамках Дхармы, они естественным образом разовьют зрелость, чтобы стремиться к Мокше со временем.
Именно Бог стал этой Вселенной и всем, что в ней
Все, что видят, видят во сне или воображают, - не что иное, как проявления Бога. Бог находится за пределами пространства, времени, причинности и всех различий, таких как пол, раса, вид, живое/неживое и форма/бесформенное. Поскольку Он вне пространства, он вездесущ. Поскольку он вне времени, он вечен. Поскольку он находится за пределами концепции формы, он с формой, без формы, и то и другое, и ни то, ни другое. Каждая форма принадлежит ему, но он бесформенен и находится за пределами понятия формы. Точно так же со всеми атрибутами, доступными для понимания.
Уважение к этому творению ведет к гармонии. Если действительно понимать, что все есть Бог, даже то, что мы считаем неприятным или разрушительным на микро, индивидуальном уровне, то из этого вытекает определенное отношение:
Уважение ко всему и ко всем людям
Естественный переход к гармоничной жизни
Способность к непредвзятому отношению
Ум, который нелегко потревожить
Когда в сложных ситуациях нет чувства одиночества
Ум, который не обвиняет постоянно других в наших ситуациях
Признание того, что это Творение является взаимосвязанной и взаимозависимой сущностью, поддерживаемой всезнающим, всемогущим, сознательным существом.
Есть три вечных существования
Есть три вечных существования: Атман (Внутреннее Истинное Я), Майя и Брахман (Высшая Реальность). Атман безграничен по численности, бесконечно мал по размеру, божественен по качеству, но вечно находится в рабстве Майи. Атман не принадлежит Майе или Майскому миру. У него естественные и вечные отношения с Богом. Майя - это безжизненная сила Бога, обладающая тремя качествами: саттвическим (благочестивым), раджасом (эгоистичным) и тамасом (нечестивым), которые представляют ее существование, когда она эволюционирует в форму вселенной. Вселенная имеет два измерения - материальное и божественное. Божественное измерение Бога лежит за пределами поля Майи.
Это временный мир
Иллюзия обретения совершенного счастья в майском (временном) мире является причиной Сансары (реинкарнации Атмана). Атман, начиная с бесчисленных жизней, рождается в 8,4 миллионах видов жизни, где он претерпевает последствия действий (кармы). Совершенное счастье не является ни чертой ума, ни природой, ни качеством Майского мира. Это может быть достигнуто только через Осознание Бога.
Создание циклично
Создание - это непрерывный процесс. Всегда есть начало и конец. Мы являемся частью этого процесса творения и растворения, таким образом, мы тоже творим, но человеческое творение отличается от творения Бога.
Список литературы:
Индуистская Дхарма - Простой обзор, Рену С. Малхотра, Засеевая Мир, Инк.
Индуизм для начинающих - краткое введение в вечный путь к освобождению, Пандит Рам Шиван (Шрирама Рамануджа Ачари), Симха Пабликайшнс.