Найти тему
Критик Анна

"Аннетт" - фильм, который меня удивил.

Большинство творческих людей так или иначе рефлексируют на тему трудного выбора между искусством и семейным бытом, творческой карьерой и воспитанием детей. Леос Каракс не исключение. В самом начале фильма, подзывая в кадре свою дочь Настю с вопросом «Можем ли мы начинать?», он дает зрителю понять, что фильм очень личный для него самого.

Картина начинается с противоречий. Сначала в титрах зрителя просят сдерживать свои эмоции и сделать глубокий вдох, что само по себе интригует и обещает нечто интересное. Однако в первой же сцене мы наблюдаем полное разрешение четвертой стены. Нам показывают процесс сам процесс съемок записи в студии первой песни So May We Start. Мы видим группу Sparks, к которой присоединяются и исполнители главных ролей. Этим нехитрым приемом Каракс подчеркивает всю фантазийность истории, все, что мы увидим – не более, чем шоу. То есть, переживать, конечно, нужно, но мюзикл – это именно шоу, так что режиссер просит зриетелей ни в коем случае не забывать об этом.

А сама история проста. Оперная дива Энн Дефрансну (Марион Котийяр) влюбляется в стендап-комика Генри МакГенри (Адам Драйвер). Оба героя находятся на пике славы и собирают полные залы. Однако их подход к искусству совершенно разный. Стендап Генри весьма пошлый и низкий. Он появляется на сцене в халате, не церемонится с публикой, а в конце и вовсе оголяет перед залом свой зад. Энн другая. Она поет чарующие арии и каждый раз «умирает» на сцене.

- Как твой концерт сегодня? – спрашивает Энн у возлюбленного.

- Прекрасно! Я их раздавил и уничтожил! – гордо отвечает Генри.

- И у меня прекрасно. Но я их всех спасла, - парирует Энн.

Этот показательный диалог очень важен. Для Каракса искусство все же должно спасать зрителей, в этом его основная задача. Не зря дальше карьера Энн пойдет в гору, а низкопробный стендап Генри станет никому не интересен.

Сцена любви главных героев начинается на природе. Отделять городские джунгли от условного райского уголка и переносить все любовные сцены на природу обожают все режиссеры без исключения. Причем, и отечественные тоже. Вспомним хотя бы прекрасный пикник с песнями под гитару в фильме «Москва слезам не верит». К слову о райских кущах: героиня Котийяр в нескольких сценах по дороге в театр и у себя в гримерной ест яблоко. Таким образом Каракс дает понять, что для нее успех и карьера – некий змей-искуситель, уводящий от спокойной семейной жизни в уютном доме на природе.

Все новости в жизни пары нам рассказывают через выпуски новостей. Тоже прием не новый и не уникальный. Он призван быстрее продвигать сюжет к основным поворотным событиям.

И вот у пары рождается прекрасная девочка Аннетт, которую играет… кукла. Для чего? Ответ прост и очевиден: она является куклой для своих родителей, увлеченных карьерой. Не зря с ее появлением в доме нам показывают пару новых игрушек, плавающих в бассейне, но всего лишь раз показана сцена, как с ребенком играют. Дальше все будет еще печальнее: пустой бассейн, засыпанный осенними листьями, сдутые игрушки….

На рождении Аннетт, пожалуй, стоит закончить пересказ сюжета и не спойлерить далее.

Чем же так хорош этот фильм, рассказывающий в принципе банальную историю любви и ее завершения?

Во-первых, музыка. Признаюсь, я никогда не слушала Sparks до этого фильма, поэтому не могу быть объективным критиком на их счет, но здесь все композиции настолько точно передают состояние героев, настолько четко построены сами номера, что во многом именно музыка для меня играет главную роль в этой картине Каракса.

Во-вторых, Адам Драйвер. После «Брачной истории», которую досмотрела с большим трудом, я относилась к этому актеру с некоторым предубеждением. Он мне казался везде одинаковым. Признаю, ошибалась. «Аннетт» - это просто актерский бенефис Драйвера. Его сцена стендапа в Лас-Вегаса с микрофоном сыграна настолько блестяще, что у зрителей действительно захватывает дух. И как его герой меняется в финале, как Драйвер взглядом это передает! Уверена, что актер достоин номинаций на все значимые кинопремии за эту роль.

Ну и финал. Кто-то сказал, что Каракс – один из тех режиссеров, фильмы которых стоит смотреть из-за финала. Не соглашусь. Финал здесь вполне предсказуем и транслирует словами героев то, что уже понятно: к чему приводит слава, зависть, во что превращается жизнь ребенка, родителям которого сцена важнее.

И напоследок еще один факт, порадовавший меня в этом фильме. В роли влюбленного в Энн аккомпаниатора вы увидите Саймона Хелберга. Если это имя вам ни о чем не говорит, то его Говарда Воловица из «Теории большого взрыва» вы наверняка вспомните. Очень рада за этого актера, у Каракса он очень хорош!

И еще с самых первых кадров мне было интересно узнать имя оператора. По тому, насколько все гармонично, плавно и красиво снято, понимала, что имя будет знакомо. Так и оказалось. Каролина Шанпетье –известный французский кинооператор, на счету которой работы с такими мэтрами, как Годар, Дуайон, Жако… Каракс также давно и плодотворно сотрудничает с ней.

Обобщая все сказанное выше, хочу отметить, что «Аннетт» - это фильм, который вас однозначно удивит. Для меня это прежде всего пример высококлассной режиссуры, когда из простой истории любви можно сделать не просто драму или мелодраму, а нечто новое, ни на что непохожее, а потому - завораживающее.

#аннетт #фильм #рецензия  #адамрайвер #марионкотийяр #леоскаракс #кинокритик #чтопосмотреть