Найти тему
soullaway soullaway

Творчество участников Led Zeppelin вне группы.

После моей публикации о сольном творчестве вокалистов известных хеви-металл групп в комментариях мне сделали вполне логичные и справедливые замечания об отсутствии в статье Роберта Планта и Яна Гиллана. Я сознательно не стал о них писать тогда, потому что, во-первых, Deep Purple и Led Zeppelin я все же склонен относить к хард-року, а не к хэви-метал, а во-вторых, в этих группах практически все участники удивительно талантливые и креативные люди и ограничиваться только лишь вокалистами было бы верхом несправедливости. Поэтому я бы хотел выделить творчество всех музыкантов этих великих групп, и начну я с участников Led Zeppelin. Сразу оговорюсь, что речь пойдет о проектах, возникших после распада команды, поэтому заранее отвечаю на комменты «а где The Yardbirds?»

Роберт Плант

-2

Как всем известно, после смерти своего легендарного барабанщика, Джона Бонэма, оставшиеся цеппелины решили не искать замену своему товарищу, а прекратить совместную деятельность. Вроде бы вокалистам начинать сольную карьеру проще. Будучи лицом и голосом популярнейшей группы, ассоциируясь с ней у аудитории, вокалисту не нужно все начинать с нуля, достаточно записывать материал, который не разочарует поклонников.

А вот с этим порой возникают проблемы, ибо рядом нет товарищей, понимающих друг друга с полуслова, приходится самому принимать важные творческие решения. Не всем, даже самым талантливым вокалистам, это по плечу. Но Роберт Плант справился. Конечно, карьерных высот Led Zeppelin он не достиг, да это и нереально, но альбомы его пользуются успехом у слушателей, да и критиками принимаются благосклонно. Правда, от фирменного стиля своей прежней группы он отошел. Его сольные работы 80-х скорее ассоциируются с такими исполнителями, как Van Halen и Foreigner.

На тот момент это было модным и актуальным, и обращение экс-цеппелина в этой стилистике было логичным. К тому же вокал остался при нем. В 90-х было воссоединение с гитаристом Джимми Пейджем, к радости фанатов. Но, если альбом «No Quarter», состоящий из новых версий цеппелиновской классики с элементами ближневосточного фолка, был принят публикой на ура, то вышедший новый материал под названием «Walking into Clarksdale» был принят прохладно, после чего музыканты проект закрыли, и Плант вернулся к сольной деятельности. На последних работах вокалист экспериментирует с классическими песнями в стилях кантри, блюз, госпел. Не хард-рок, да. Но, в отличие от того же Оззи Осборна, Роберт, видимо, решил играть музыку, соответствующую его возрасту и нынешнему умонастроению. И альбомы эти находят своего слушателя!

Джимми Пейдж

-3

Как это ни странно, но дискография гитариста после распада Led Zeppelin на удивление скромна. Особенно если сравнить с плодовитостью коллеги по цеху Ричи Блэкмором (впрочем, я забегаю вперед, о нем речь пойдет в другой статье, следите за каналом!). То ли виной тому творческий кризис, то ли большая самокритичность и требовательность к себе, судить не возьмусь. Но, тем не менее, послушать есть что! Сразу оговорюсь, что гостевые участия и саундтреки к кинопроектам я упоминать не буду, речь будет вестись исключительно о полноценных музыкальных альбомах.

Во-первых, это супергруппа The Firm, куда, помимо Пейджа, вошли участники таких уважаемых рок-банд, как Bad Company (вокалист Пол Роджерс) и Uriah Heep (барабанщик Крис Слэйд). Критики почему-то раскритиковали творчество группы, которая выпустила всего лишь два альбома. Я же не вижу, к чему там придираться. Да, песен масштаба «Stairway to Heaven» The Firm не записали, но классический хард-рок с блюзовыми интонациями, впитавший в себя черты обеих бывших групп участников слушается на одном дыхании.

Во-вторых, стоит отметить совместные работы с Роем Харпером «Whatever Happened to Jugula?» 1985-го года и Дэвидом Ковердэйлом 1993-го. Но, если с Роем Харпером Пейдж выступил лишь как аккомпаниатор-аранжировщик, не участвуя в написании песен, поэтому альбом этот больше заинтересует поклонников прог-рока, на ниве которого Харпер и трудится, то совместная работа с Ковердэйлом заставляет вспомнить, какая группа и прославила Пейджа. Химия между гитаристом и вокалистом получилась, и вылилась в сильную хард-роковую пластинку.

И наконец, единственный (!) на данный момент полноценный сольный альбом Пейджа – «Outrider» 1988-го года. Любопытен тем, что партии ударных записал Джейсон Бонэм, да-да, сын покойного ударника Led Zeppelin, а одну из песен спел Роберт Плант. Остальной материал исполнен Джоном Майлзом и Крисом Фарлоу. Практика приглашения на запись одного альбома разных вокалистов в сольных проектах гитаристов встречается регулярно, и Пейдж не исключение. Альбом попал в разнообразные чарты и рейтинги, в том числе в список лучших рок-альбомов 1988-го года по версии журнала Kerrang!

Все это здорово, но маловато для гитариста с таким статусом. Впрочем, место в истории он занял, и поговорку «лучше меньше, да лучше» никто не отменял.

Джон Пол Джонс

-4

Как-то так сложилась, что басист цеппелинов находится в тени своих товарищей. Ну сами посудите, какая фамилия вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о Led Zeppelin? Либо вокалист, либо гитарист, а иногда и их легендарный драммер. Джонс вспоминается в последнюю очередь. Что совершенно несправедливо, так как он был важной частью общегрупповой химии и является соавтором большей части репертуара. Поэтому неудивительно, что он занялся сольной карьерой, правда, у Джона Пола она скромнее даже, чем у Джимми. Но обо всем по порядку.

Перечислять его гостевое участие и работы в качестве сессионного музыканта и продюсера я в рамках этого материала не буду. Поговорим об альбомах, где он участвовал от начала и до конца и являлся автором либо соавтором материала. Во-первых, он принял участие в сочинении песен и записи альбома такой замечательной певицы, как Диаманда Галас, под названием «The Sporting Life» 1994-го года. Вообще эта дама заслуживает отдельного разговора. Вряд ли этот альбом зайдет любителям классического рока, но любителям экспериментальной музыки и вообще людям с незашоренным восприятием ознакомиться с этим альбомом стоит, да и вообще обратить внимание на Диаманду Галас. Почему бы не начать свое знакомство с этого альбома?

Во-вторых, он, как и Пейдж, причастен к созданию супергруппы, только если гитарист замутил с музыкантами-ровесниками, то басист затусил с молодой порослью: Дэйвом Гроллом и Джошем Хоммом. Группа назвалась Them Crooked Vultures и записала в 2009-м году одноименный альбом, представлявший собой актуальный альтернативный гитарный рок. Если кому-то последние альбомы Foo Fighters кажутся излишне коммерческими, то вам сюда!

Ну и имеется у Джонса и два сольных альбома: полностью инструментальный 1999-го года «Zooma» и частично песенный «The Thunderthief» 2001-го года, где он сам спел свои песни. Честно говоря, «Zooma» для восприятия непрост, тут мало быть любителем инструментальной музыки, надо еще суметь оценить авангардные эксперименты Джона Пола. После этого альбома становится понятно, что не просто так он решил с Диамандой Галас записать совместный альбом. Ну а «The Thunderthief» - это предтеча проекта с Гроллом и Хоммом. Тут и гаражный рок, и альтернатива, и психоделия, вспоминаются то The Stooges, то The Doors, то Mudhoney с Melvins. В общем, в отличие от коллег, басист не чужд новых музыкальных веяний и пытается звучать актуально, оставаясь в рамках гитарного рока.

На этом разбор творчества экс-участников Led Zeppelin после распада группы я заканчиваю, спасибо Вам за внимание и до новых встреч.