Уэлбайк был британским одноместным мотоциклом, произведенным во время Второй мировой войны по указанию Станции IX-"Исследовательского бюро Интер служб", базирующегося в Уэлвине, Великобритания, для использования Исполнительным управлением специальных операций (SOE). Он отличается тем, что является самым маленьким мотоциклом, когда-либо использовавшимся британскими вооруженными силами. В период с 1942 по 1943 год было построено 3641 единица (плюс опытный образец и несколько опытных образцов), и, хотя ГП почти не использовалось, некоторые из них были переданы британским 1-й и 6-й воздушно-десантным дивизиям, а некоторые использовались в Арнеме во время операции "Маркет-Гарден". При повторном тестировании Welbike можно было распаковать и привести в движение всего за 11 секунд.
Технические характеристики
Производитель: Excelsior Motor Company, Великобритания
Двигатель: Вильерс одноцилиндровый, 98cc air-colled, масляная смазка 2-тактный
Передача мощности: Цепной привод
Коробка передач: Одна скорость
Топливный бак 6,5 пинты топлива
Скорость: 30 миль в час
Диапазон: 90 миль
Экипаж: 1
Колесная База: 39,5 дюйма
Колеса: 12,5 х 2,25 дюйма
Длина: 4 фута, 3 дюйма
Ширина: 12 дюймов (в сложенном виде)
Высота: 15 дюймов (в сложенном виде)
История
Excelsior Welbike был попыткой военного времени улучшить мобильность воздушно-десантных войск, предоставив им мотоцикл, который можно было парашютировать в контейнере или приземляться на планере. Поэтому машина должна быть маленькой, легкой, дешевой и расходуемой. Задача, которая была вдохновлена использованием немцами воздушных переносных мотоциклов в кампании на Крите в Греции, была передана в руки правительственного военного исследовательского центра в Уэлвине в Хартфордшире, Англия, Великобритания (отсюда и название Wel-bike), чей конструктор, подполковник Джон Долфин, начал со стандартного контейнера для воздушного оборудования, а затем набросал миниатюрный мотоцикл со складными рулями и седлом, чтобы поместиться внутри.
Затем проект был передан английской компании Excelsior Motor Company из Бирмингема для создания прототипа. "Эксельсиор" был давно известной машиностроительной компанией, которая претендовала на звание первого британского производителя мотоциклов для продажи широкой публике, но никогда не была крупным производителем. На самом деле в начале войны их завод выполнял только подрядные инженерные работы, а не производил мотоциклы.
В результате прототип представлял собой грубую, но жесткую и эффективную машину, приводимую в действие двухтактным двигателем Villiers autocycle 98cc через односкоростную коробку передач. Зажигание осуществлялось маховиком магнето. Поскольку размеры контейнера были очень ограничены, размер велосипеда был обязательно небольшим. Рама была двухконтурной трубчатой конструкции со складным рулем и телескопической седельной трубкой. У него не было ни подвески, ни огней, а только один тормоз (по сути, самый простой минимум, необходимый для удержания веса). Крошечный 6,5-литровый топливный бак должен был быть нагнетен насосом, прежде чем он начал действовать, так как он был расположен слишком низко, чтобы подавать бензин самотеком. Чтобы подготовить велбайк к работе, рули нужно было просто раскачивать вверх и наружу, пока они не зафиксируются на подпружиненных штифтах. Затем подняли стойку седла, а подножки опустили вниз, пока они тоже не встали на место.
"Эксельсиор" заключил контракт на постройку этой машины, и после некоторых усовершенствований (таких как замена резиновых рулей ручками из латуни и холста) она пошла в производство с собственным 98cc-ным автоцикловым двигателем "Эксельсиор". Как и планировалось, Велбайк можно было сделать очень дешево и быстро - так быстро, что рама, двигатель и все остальное были окрашены на одном дыхании, еще находясь на производственной линии.
Компания Excelsior Ltd. построила доработанные версии, которые все были оснащены 98cc Villiers двухтактными одноцилиндровыми двигателями. Всего компания Excelsior построила три версии велбайка. Первоначальные 1200 были известны как Mark 1, а следующие 2400 были названы Mark 2 Series 1. Основное различие между ними заключается в том, что у Mark 1s не было заднего брызговика. Последние 1340 велосипедов Mark 2 Series 2 имели переработанный седельный топливный бак с улучшенным топливным наполнителем, который не требовал снятия системы наддува.
Почти 4000 были построены с 1942 года до конца войны и видели действия в парашютных десантах, а также во время пляжных штурмов. Однако использование велбайка было ограничено его низкой производительностью, особенно на пересеченной местности, где 10-дюймовые колеса быстро забивались грязью. В пылу битвы даже несколько секунд, необходимых для того, чтобы вытащить его из контейнера и развернуть, могли оказаться недостатком. Положение верхом было не очень удобным для человека выше среднего роста, и никакого снаряжения нельзя было нести вообще. Действительно, один человек перегружал его. Кроме того, быстро выяснилось, что маленькие колеса делают велосипед практически бесполезным вдали от искусственной дороги, а дополнительной мобильности недостаточно, чтобы оправдать затраты на его изготовление. Поэтому многие уэлбайки больше использовали в качестве аэродромного транспорта, чем на линии фронта.
Соединенные Штаты были гораздо более успешны в производстве воздушного портативного мотоцикла. После испытаний с несколько тяжелым симплексным моторизованным велосипедом, в 1944 году они приняли воздушный мотороллер Cushman для выпуска в парашютные подразделения, и хотя это было более целеустремленно, чем британский велбайк, при весе 499 фунтов он был на самом деле на 150 фунтов тяжелее, чем стандартный BSA 350cc британской армии. Позже к нему присоединился обычный индийский сверхлегкий мотоцикл M1, который при 241 фунте действительно был "сверхлегким" по американским стандартам.
После войны некоторые велбайки были проданы – хотя без установки переднего тормоза они не могли легально использоваться на британских дорогах. Тем временем первоначальный конструктор разрабатывал гражданскую версию, которую вскоре после войны показал генеральному инженерному концерну "Брокхауз Инжиниринг". Брокхауз построил модель в небольших количествах и продал ее как Корги, используя односкоростной двигатель Excelsior. Корги оказался слишком медленным и слишком нерафинированным даже для голодной до транспорта послевоенной экономики, и производство вскоре было прекращено (хотя концепция вернулась в гораздо более сложной форме со складными "обезьяньими велосипедами" Honda 1960–х и 70-х годов).
Эксельсиор некоторое время продолжал производство собственного автоцикла, а позже построил популярный 250-кубовый двухтактный близнец - Талисман. Последний раз Excelsior выпускал мотоциклы в 1964 году и свернул их год спустя. Затем завод перешел на производство аксессуаров для Britax, компании по производству автомобильных аксессуаров, которая купила это название и произвела ограниченное количество машин Britax-Excelsior в конце 1970-х годов купила это название и произвела ограниченное количество машин Britax-Excelsior в конце 1970-х годов