Найти тему
About_1979

Гостеприимные понты от МонтенЯ (М5)

Оглавление

90. Древние, как мир, понты. Опусы Монтеня, Книга Первая, Глава III (см. начало), 2-е Продолжение, т.е. уже третий раз про - НАШИ ЧУВСТВА УСТРЕМЛЯЮТСЯ ... (см. Пред. и Предпред.)

1. Понты, те же бабки

«Вряд ли хоть кто-нибудь может с корнем изъять и вырвать себя из жизни».

Сам того не сознавая, всякий предполагает, что от него должно нечто остаться, и он не может полностью отделить себя от протертого трупа и отрешиться от него (по-Монтеню из Лукреция). Как-то, кое-чего из прошедшего (почему и только эти примерчики, да ладно, при(с)годится).

Бертран Дю Геклен Коннетабль Франции в 1370-80 годах, «фельдмаршал» времен Столетней войны, приравнен к «девяти героям» (идеальных образцов рыцарства), как десятый. Придумали так, умер при осаде, но дожидались победы, чтобы в гроб ключ положить? Позже тоже «рычарство»?

Кондотьер Bartolomeo d'Alviano (1455-1515) – командир наемников или предводитель шайки «на службе» Дожа и Teodoro Trivulzio (1458–1531) тоже кондотьеро, но работал на французского Людовика XII.

Случилось, первый при Брешии* погиб, а доставить тело в Венецию, можно через земли враждебных веронцев. Советовали испросить разрешение. Однако второй заявил: "Не подобает, чтобы тот, кто при жизни никогда не боялся врагов, высказал после смерти страх перед ними". Получилось, Такого пропустили!? И кто молодец!

(*) - "La Leonessa" или Брешиа, «Достойная льва львица» - “Brixia Fidelis fidei et Iustitiae”

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид;

Его ни едкий дождь, ни Аквилон* полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей

Избегну похорон, и славный мой венец

Все будет зеленеть, доколе в Капитолий*

С безмолвной девою верховный ходит жрец.

(*) - Северо-восточный ветер, греческий Борей,

(*) - И холм, и храм, древнейший - Капитолийская триада (Юпитер, Минерва и Юнона), символ власти, силы и бессмертия Рима.

Я — памятник отцу!

Юдоль его отмщу.

Счета его оплачиваю, врагов его казню.

Он для меня как бог.

По-своему подобью слепил меня, как мог, и дал свои надбровья.

Я памятник отцу!

Сам в форме отточу, сам рядом врою лавочку.

Чтоб кто-то век спустя нашел плиту.

Согбенная юдоль.

Угрюмое свечение.

Забвенною водой набух костюм вечерний.

В душе открылась течь и утешаться нечем.

Прости меня, отец, что памятник не вечен.

Я — памятник отцу!

Я лоб его ношу и жребием своим вмещаю ипостась,

Что не досталась кладбищу: Отец, да – Дух и опа - Сын.

2. И про трофей V/S триумф

Трофей или тропеум – античное сооружение, сакральным объектом, а не «добыча». Сначала столб или дерево на который воины Греции и Рима после победы вешали доспехи побеждённого, как знак победы на этом поле - вотивный, посвятительный характер.

Говорят, про Офриала - спартанца, который остался на поле без сил после битвы с аргосцами, которые ушли готовить праздник. А Офриад ползком повесил щит на дерево, написав своей кровью на щите: «Спартанцы — Зевсу, в дар от своей победы». Так случилась победа!

Jean Auguste Dominique Ingres - Romulus, vainqueur d'Acron, porte les dépouilles opimes au temple de Jupiter, 1812
Jean Auguste Dominique Ingres - Romulus, vainqueur d'Acron, porte les dépouilles opimes au temple de Jupiter, 1812

Трофеи считались неприкосновенными - отмечались имена и победителей и побежденных.

Плутарх закрепил Фемистокла словами: «спать ему не дает трофей Мильтиада» (на поле Марафонской битвы).

Мильтиад (ок. 550-489 гг. до н.э.) «родитель» победы: «Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость»

А еще, македонская легенда - про льва с Олимпа, который когда-то опрокинул их трофей и исчез. Поняв такое знамение, далее македонские трофеями не увлекались.

-3
-4

Тогда и сейчас, Трофей Августа, под Ниццей)!

Однако греки продолжали – Трофей важнее результата!), и Монтень напоминает про: Никия (ок.472-413 год до н.э.) из Афин, «деятель» сразу после Перикла, не проигрывал, но при осаде Сиракуз, без желания, попал в плен и казнен и про Агесилая II (ок.442-ок.358 до н.э.) - царь Спарты с 401 года до н.э. и их выбор («сомнительные» мотивы и поступки, ну как передают) – Трофей ценней Победы.

Эти обычаи могли бы казаться странными, если бы людям всегда и везде не было свойственно не только простирать заботы о себе за пределы своего земного существования, но, сверх того, также верить, что милости неба довольно часто следуют за нами в могилу и изливаются даже на наши останки.

А римляне придумали – Триумф (квадрига белых лошадей и т.д.)

Трудно ль триумф описать, если ты его видел воочью?

Что рисовать и как, память подскажет руке.

Я же в стихах только то закрепил, что жадное ухо выхватило из молвы, мне заменявшей глаза.

Можно разве равнять рассказом рожденное чувство с жарким порывом, какой зрелище в нас возбудит?

Золота блеск, серебра и пурпура — все, что пленяло

Взоры, а я не видал… мне не об этом тужить!

Образы стран, племен и сражений видом своим песню питало б мою.

Лица пленных царей, зеркала их дум затаенных, мне помогли бы сложить лучше об этом стихи;

А всенародный восторг, упоенье, рукоплесканья самый косный дух воспламенить бы могли. (конечно, Овидий см. Ковбойское)

Конечно смотреть, !ТО!