Сегодня в эфире Настя-транжира :( Помните, я недавно переехала из дома на съемную квартиру? Ну вот, решила я там навести уют, чтобы были и шторы, и чайнички, и новая одежда. Накупила всего! А пришла домой — и поняла, что половина этого мне не нужна: чайник мама привезла в выходные, шторы вообще слишком короткие взяла, ошиблась в замерах, наверное. Теперь хочу вернуть деньги.
Сделала гайд для таких же транжир, как я. Читайте, что и как возвращать в магазин.
Какие товары можно и нельзя возвращать
Сдается мне, когда-то люди пытались отдать котика или мебельный гарнитур обратно в магазин. Иначе как объяснить, что теперь есть целое постановление, где написано, что их возвращать нельзя? ))
Весь список невозвратных товаров — в перечне к Постановлению Правительства от 31.12.2020. Их не так много, напишу тут.
❌ Нельзя возвращать:
- Лекарства, шприцы и линзы.
- Предметы личной гигиены, духи, косметику и бытовую химию.
- Ткани, кабели, строительные и отделочные материалы, если цена считается не за всю продукцию, а за единицу длины. Обменять метр ткани нельзя, а платье из него — можно.
- Белье, носки и колготки.
- Посуду и упаковку из полимерных материалов. Стеклянную тарелку обратно примут, пластиковую — нет.
- Мебельные гарнитуры. А вот отдельно кресло или диван, если они не в составе гарнитура, можно.
- Ювелирку.
- Автомобили, бытовую технику, если у нее есть гарантия не меньше года.
- Животных и растения.
- Книги.
Жаль, что шторы, которые не подошли к моему окну, я вернуть не могу. Они продавались по метражу. Зато фарфоровые чайнички примут.
Как возвращать вещи в магазин
❗ По закону в магазине примут товар обратно, только если он не подошел по форме, цвету, размеру, габаритам, фасону или комплектации.
Но есть еще одна интересная деталь: если вещь не бракованная, а просто вам не подошла, продавец предложит сначала не возврат, а обмен.
Как это работает: недавно подруга купила джинсы не того цвета. Она вернулась в магазин, а продавец отправился искать на складе нужный оттенок. Нашел — предложил написать соглашение в свободной форме и после этого поменял одну вещь на другую. Деньги, что логично, подруге не отдали.
Но если бы джинсы того самого цвета так и не нашлись, подруга написала бы заявление на возврат, отдала вещь в магазин и получила деньги обратно.
В чем надо удостовериться, чтобы вернуть или обменять вещь
Для возврата вещи нужно, чтобы были соблюдены такие условия:
- Не прошло 14 полных дней с момента покупки.
- Вещь подлежит обмену или возврату (про это я рассказала выше).
- Вещью не пользовались, ее не испачкали, не порвали. Пломбы и ярлычки на месте. Кстати, рвать упаковку можно — а как иначе понять, что вещь не подошла?
- Есть что-то, подтверждающее покупку, например чек.
Сейчас я пойду в магазин, заполню форму на возврат и буду ждать денег. В течение трех дней должна вернуться полная сумма за чайники.
Что делать с бракованными товарами
Сначала нужно выяснить, кто виноват в браке — продавец или покупатель. Для этого вещь отправляют экспертам — это собственные мастерские магазина или сервисные центры, с которыми заключен договор.
Если не доверяете, то можно и самим поискать. Просто вбиваете в Гугле «независимые центры экспертизы» и выбираете нужный.
Если выяснится, что виновата я, разумеется, никто денег не вернет. Если магазин, можно требовать сделать возврат, отремонтировать вещь, обменять на новую. Только учтите: демонстрировать брак продавцу нужно, если не закончился срок годности или срок гарантии.
Если испорчен технически сложный товар, например фотоаппарат или ноутбук, и виноват продавец, вариантов чуть меньше. В течение 15 дней после покупки магазин обязан принять вещь и вернуть деньги или предложить обмен. Брак может быть любым — неважно, корпус чуть-чуть поцарапан или ноут разваливается на части.
Если 15 дней прошло, но длится гарантия — деньги вернут только при существенных недостатках или частом ремонте. Тут в дело вступает эксперт, он может оценить, насколько все существенно.
Почему магазин может отказать в возврате
Логично, что могут отказать, если вещь в списке невозвратных или вы ее носили, срезали этикетки и испачкали. Но иногда продавцы настаивают, что любую посуду нельзя менять, а не только пластик, или отказывают, если нет чека! В общем, пользуются тем, что не все покупатели знают свои права.
Если вы уверены, что вещь можно вернуть, а магазин упирается, нужно написать претензию в Роспотребнадзор, а к ней приложить договор купли-продажи, чек, заключение эксперта.
Образцы претензий можно скачать на сайте Роспотребнадзора.
Как вернуть что-то в интернет-магазин
Забыла рассказать: я же еще пледы заказала в интернете! Совсем, видимо, денег не жалела… На картинке они были прикольные, а когда приехали, оказалось, что не подходят ни к чему в доме. Слава богу, вернуть можно.
Причем в этом случае закон еще лояльнее, чем в случае обычной покупки.
- Можно отказаться от покупки в любое время ДО доставки. Деньги вернут полностью.
- Можно отправить товар обратно в магазин, если распаковали и поняли, что не подходит. В случае с покупками в интернете нет списка вещей, которые нельзя вернуть, это официальная позиция Роспотребнадзора. Обратно возьмут все, кроме того, что сделано на заказ.
- Отправить вещи обратно можно в течение 7 дней после получения. Но продавец иногда может сам указать срок, например 14 дней. Тогда можно не торопиться.
Что я поняла после этой истории: правило «Семь раз отмерь — один отрежь» работает. Конечно, я вернула деньги почти за все лишние покупки, кроме штор, но времени на этом потеряла много, обидно.
А расскажите, вам доводилось возвращать вещи в магазин? Продавцы шли навстречу или упирались до последнего?