Феномен Баадера – Майнхоф, «синдром красного автомобиля»
Незнакомые термины, которые вы вряд ли встречали, я почти уверена. Если, конечно, вы не яростный фанат психологии и не работаете в этой области. Однако вы, наверняка, испытывали само это ощущение, или же очень скоро прочувствуете его на себе.
Вы когда-нибудь замечали, что, узнав нечто принципиально новое, вы вдруг видите, как оно возникает повсеместно и регулярно? Услышав новое выражение, встречаете его теперь в любом тексте? Вас посещают такие мысли: «Вот так совпадение», а может начинает казаться, что с вами происходит нечто магическое.
Ну, не обязательно. Никакой магии, просто игры разума. Возможно, ваш мозг привел вас к этой мысли тем, что называется феноменом Баадера - Майнхоф, также называемым частотной иллюзией.
Феномен Баадера — Майнхоф – это ментальная иллюзия, при которой только что узнанная информация, появляющаяся через небольшой отрезок времени, кажется регулярно повторяющейся, что может приводить к различным заблуждениям и когнитивным ошибкам.
Итак, это субъективность восприятия вашего мозга! Как только его вниманию предстает нечто совершенно неизвестное, мозг начнет активно искать вокруг себя все возможные проявления этой новизны. Он может даже стремиться к чрезмерному обобщению, делая связь между двумя независимыми событиями, которые не имеют причинно-следственной связи, просто потому, что они происходят близко во времени.
Однако вокруг ничего не изменилось! Всегда было одно и то же количество информации, еще до того, как вы узнали об этом. Единственное, что изменилось, - это ваш взгляд на окружающий мир.
Происхождение терминов
Именно Арнольд Цвики, профессор лингвистики в Стэнфорде, в 2005 году изобрел термин «частотная иллюзия» для этого любопытного ощущения, которое, по его мнению, является плодом работы нашего мозга с использованием двух психологических процессов.
Первый процесс - это элемент, связанный с нашей способностью восприятия, «избирательное внимание». Это позволяет нам сосредоточиться на одних вещах и пренебречь другими, потому что нашему мозгу было бы очень трудно одновременно сосредоточиться на всей информации, которая поступает к нам. Поэтому, когда мы изучаем новое слово, предложение или идею, наш мозг фокусируется на нем, уделяя при этом относительно меньше внимания остальным. При этом что до недавнего времени мозг был непроницаем для этой новой информации.
Что же касается второго процесса, выявленного Цвики, то это «склонность к подтверждению своей точки зрения». Понятие обозначает тенденцию склоняться к тем выводам, которая соответствует разделяемой точке зрения, не взирая на ее правильность. Условно говоря, каждый раз, когда мы сталкиваемся с новым словом, явлением и прокручиваем это в голове, сама эта повторяемость и служит для нас доказательством того, что мы пришли к правильным выводом.
Самое главное, как следует из названия, это всего лишь иллюзия. Человеческий мозг склонен воспринимать готовые установки в связи с какими-либо тенденциями или закономерностями. Когда он замечает повторное появление новой информации, он не может не искать эту информацию в другом месте.
Где можно чаще всего столкнуться с проявлениями таких когнитивных заблуждений? В научной сфере (ошибочные теории, гипотезы), медицине (неправильные диагнозы, заключения), системе права (невинно осужденные), маркетинге (нерациональные импульсивные покупки).
Сам термин «феномен Баадера - Майнхоф» появился на 10 лет раньше, предложенного Арнольдом Цвики. Это название якобы происходит от Терри Маллена, подписчика американского ежедневного издания St Paul Pioneer Press (Миннесота). Он написал в газету историю своего приятеля, который в течение одного дня услышал целых 2 раза, о «банде Баадера — Майнхоф» — немецкой леворадикальной террористической организации «Фракция Красной Армии», названной в честь ее лидеров Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф, хотя до этого не знал о ней всю жизнь. Позднее в редакцию пришло огромное количество писем от читателей с рассказами, описывающими аналогичные события в их жизни. Из-за отсутствия лучшего термина на тот момент времени, концепция просто стала известна как Baader-Meinhof phenomenon. И он закрепился на какое-то время.
В 2006 году, связавшись с Аланом Беллоузом из Damn Interesting, Маллен, казалось, был удивлен тем, как это явление процветало более десяти лет после его изобретения.
В действительности мы, люди, склонны грубо недооценивать вероятность совпадения событий. В нашей среде все время происходит так много вещей, что совпадения не так редки, как кажется. Мы просто не замечаем их большую часть времени, потому что мы часто обращаем наше внимание на другие вещи.
Еще одно альтернативное название для данного явления: синдром красного (или синего) автомобиля. Представьте ситуацию, на днях вам захотелось приобрести красный автомобиль, чтобы быть не таким, как все. Но странное дело: теперь каждый раз, когда вы выходите на парковку, вы встречаете только красные автомобили. Вы видите повсюду в основном красные машины, хотя раньше вам казалось, что это скорее редкость.
За этот срок не было резкого скачка продаж красных автомобилей. Это не всеобщий заговор, не какая-то мода, не коллективное сознание. Просто в тот момент, как вы задумались о покупке, ваш мозг стал активнее реагировать на красные машины.
По большому счету, это явление не вызывает проблем. Но если у человека имеются имеются психические отклонения, «частотная иллюзия» может спровоцировать серьезные параноидальные мысли, усугбление шизофрении.
Почему это происходит?
Постарайтесь восстановить в памяти детали сегодняшнего дня. Крайне трудно это сделать так, чтобы воспроизвести каждую мелочь. Ваш мозг вынужден проводить постоянную селекцию входящей информации, принимать решения, какие вещи требуют концентрации, а какие могут быть отодвинуты на «дальние полки» памяти. Мозг умеет отфильтровывать ненужную информацию, это одна из его повседневных задач. Когда на вас обрушивается совершенно новая информация, особенно если она вам кажется любопытной, ваш мозг фиксирует это. И выдвигает эти данные на первый план на какое-то время, пока они не утратят актуальность.
Заключение
Теперь, когда вы узнали об этом, не удивляйтесь, если вы встретите статьи на эту тему или снова услышите об этом понятии в ближайшем будущем. Вы же поняли, как это работает?))))
Слышали о таком явлении? Испытывали на себе его эффект? Пишите в комментариях :)