Найти тему

Так ли плохо современное школьное образование в России?

Часто наши уважаемые министры говорили и до сих пор говорят о том, как прекрасно образование за бугром. Там все довольны: ученики, их родители и педагоги.

Конечно, всё познаётся в сравнении. Но как сравнивать? По международным олимпиадам, по уровню развития компетенций? Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) разработала тест PISA (The Programme for International Student Assessment). Кто не в курсе, почитайте про него, популярная сейчас вещь. В интернете можно найти статистику (на ФИОКО или на той же Википедии).

Посмотришь на эти цифры. Вроде бы всё не так уж и плохо. Но и хорошим результатом это не назовешь. Наиболее развитие страны Запада впереди, нас. Китай, Япония и Сингапур тоже. Вот только что стоит за этими цифрами. Смотреть надо системно. Поэтому давайте я добавлю немного интересных фактов к этим показателям. Некоторые из этих них Вам, вероятно, знакомы. Пройдёмся по отдельным странам.

США. Воспитывается толерантность, государство много денег вкладывает в школы, ученики занимаются спортом почти на профессиональном уровне прямо в школе. Какая хорошая система! Только вот собственных студентов и ученых воспитать почему-то не почти не способна и самый высокий уровень буллинга («травли») в мире.

Финляндия. Про финскую систему образования пишут и говорят очень много положительного. Дети много играют. Детство у детей не забирают. Никакого принуждения. Страна по PISA стабильно входит в пятерку лучших. Только вот чтобы поступить куда-то после окончания школы, в колледж например, школьных знаний чаще всего не хватает. Ну ничего, есть дополнительный 10-й класс, где детей целый год специально готовят к поступлению. Нас-то всё ругают, что мы детей готовим к экзаменам. Надо, видимо, как финны делать, просто ещё один класс добавить: пусть 9 лет ходят в школу поиграть, а потом ещё год потратят на то, чтобы что-то по-настоящему усвоить.

Китай. Тест PISA показывает, что Китай на первом месте по всем показателям. Чего тут думать, просто перенимаем их опыт. Правда там дети учатся по 8-10 часов в день, плюс постоянные занятия с репетиторами. И это с начальной школы. В классах порой по 80 детей. Всех, кто не справляется отсеивают. Самый высокий процент неграмотных и малограмотных среди развитых стран (16% населения). Это 180 млн. чел (не считая детей до 15 лет). Только задумайтесь, это больше, чем всё население России.

Япония. Тоже почти всегда в пятерки лидеров. Ситуация такая же, как и в Китае. Количество неграмотных только поменьше. Но зато очень сильное давление со стороны родителей. Знаете, по какому показателю эта страна занимает первое место? Самый высокий процент суицида среди школьников.

И ещё одна страна по которой следует пройтись – это Сингапур. Тоже один из лучших показателей по PISA. Много о ней пишут в СМИ. Как и в большинстве стран Востока много часов занятий в школе и с репетиторами. Детства у детей почти нет. Занимаются даже на каникулах. Постоянно за книгами и компьютерами, чтобы выдержать конкуренцию с одноклассниками. Да, там всё по законам джунглей. Итог: 80% выпускников школ имеют проблемы со зрением.

И это только вершина айсберга. В каждой из образовательных систем указанных стран ещё очень много проблем. Просто всего не охватишь.

И когда наши реформаторы говорят, что нам надо перенимать зарубежный опыт, она говорят только о хороших показателях, а о цене, видимо, не задумываются. Я не готов платить такую цену за красивые цифры, а вы?