Найти тему
Николай Цискаридзе

Через этот спектакль прошли все европейские знаменитости, которые посещали Россию

Второй самый главный романтический спектакль в балетном мире – это «Жизель». Балет «Жизель» поставлен спустя девять лет после «Сильфиды». Конечно, время уже изменилось, появилось много спектаклей. Но балет «Жизель» – это первый спектакль, где как бы соединены два абсолютно разных балета.

Первый акт – реальный, а второй уже по-настоящему романтический. Потому что первый акт – это абсолютно бытовая история. И в обществе того периода было много драматических и оперных сцен, где были модны пьесы про обманутую девушку, где граф решил поразвлекаться – это совершенно бытовая история. И вдруг второй акт – романтический, с белым балетом. Но тогда, в XIX веке, была немного другая история.  В чем она заключалась?

Первая «Жизель» Карлотта Гризи 1841г (изображение)
Первая «Жизель» Карлотта Гризи 1841г (изображение)

Люди, которые создавали этот спектакль, это были все те, кто были влюблены в одну женщину – балерину Карлотту Гризи. Она была очень красивая. Ее сестра была знаменитая оперная певица, а она стала балериной.

Балетмейстер Жюль Перро, либреттист Теофиль Готье, ее партнер Люсьен Петипа и композитор Адольф Адан, который на тот момент был очень известным и написал огромное количество опер, но в историю вошел как композитор балета «Жизель», – все они были влюблены в Карлотту Гризи. И вот Теофиль Готье, когда придумывал всю эту историю, перелопатил огромное количество мифов. Ведь были уже произведения «Сильфида» и «Тень». Он же нашел западнославянскую легенду о невестах, умерших до свадьбы, которые назывались Вилисы.

Почему она стала «Жизелью»? Действие происходит в селе на границе Германии и Франции. Это территория очень часто становилась то германской, то французской. Потому она должна быть либо Гизеллой, либо Жизель. И вот смысл этого произведения был в том, что это были души безвременно умерших невест.

Балет «Жизель»
Балет «Жизель»

Дальше стали придумывать, почему она внезапно умерла. Ведь в либретто того периода обязательно надо было все объяснять. Потрясение, потеряла рассудок – да, возможно. Но было придумано, что у нее больное сердце. Она болела, но весной стала выходить из дома, где увидела парня, который не первый раз пытается ее очаровать.

Дальше они стали придумывать разные коллизии. От первой версии «Жизели» остались имена двух Вилис – Монна и Зюльма. Это были не конкретно души из одного региона, это были мировые Вилисы. Это были все национальности, они должны были быть одеты все по-разному и слетаться в одно место.

Я точно не помню, когда они стали одетыми в белое, но в России уже всегда они были одинаково одеты. Это было как бы такая дань моде, что вот в таком романтическом одеянии они все появлялись.

Венок из Флёрдоранж
Венок из Флёрдоранж

Еще момент – смысл был в цветах. Это очень важно: у них на голове могут быть только Флёрдоранж. Это цветы, вошедшие в моду после свадьбы Королевы Виктории. Вообще, белое свадебное платье и Флёрдоранж на голове – это то, что вошло в моду после венчания Королевы Виктории. Флёрдоранж был выбран не просто так – это символ невинности и непорочности. И у всех Вилис символ непорочности на голове.

Альберт приходит с белыми розами – это символ чистой невинной любви, символ раскаяния. Он не может прийти с лилиями – лилии не его цветок. Во многих версиях артисты выходили с каллами. Есть те, кто были с лилиями. Но лилия цветок могилы, это как бы цветок Девы Марии. Да, лилия тоже символ непорочности, чистой любви, но он больше к потустороннему миру принадлежит, нежели белая роза. И этот смысл тоже очень важен.

-4

Далее, из земли никто из Вилис не встает. Из земли появляется только одна Вилиса – Жизель. Жизель похоронена у дороги в лесу, а кладбище находится на другой стороне озера, где была часовенка. Опять-таки, это христианская традиция, и она не может быть похоронена в освященной земле на кладбище. Она была лишена разума пред смертью и умерла внезапно, без причастия. Ее могила находится за оградой, потому что там, где освященная земля, Вилисы появиться не могут.

А лесничий Ганс – это написано в либретто – сколотил крест и поставил на могилу Жизели. По морали того периода он совершил святотатство. Ставить крест не на освященной земле – это уже конфликт. Это произведение, где конфликт христианства и язычества. Вилисы абсолютно языческие персонажи, прилетающие в полнолуние.

Еще очень важный момент для художников: луны на сцене быть не может! Они появляются в лунном свете в определенный день, и луна находится в зените.

Ганс, балет «Жизель»
Ганс, балет «Жизель»

И еще большая ошибка, которую все делают. Что из могилы встает Мирта, что она поднимается откуда-то. Нет, она должна прилететь! Они слетаются к могиле. Зная мою любовь ко всему точному, мне специально прислали из Парижской оперы, где записан выход Мирты. Если прийти в Парижскую оперу, в «Фойе де ля Данс» висят портреты Карлотты Гризи – первой Жизели и портрет первой Мирты – балерины Адель Дюмилатр. Она исполняла роль королевы Вилис.

Во многих версиях Мирта почему-то появляется из-под земли. Этого не может быть, ведь она из могилы уже вылетела. Она уже свою могилу покинула. Они все прилетают за новой Вилисой. И когда Мирта появляется, чтобы извлечь ее из могилы, она берет ветку розмарина. Не миртового дерева, как многие думают. Ветка розмарина – это то, чем колдовали.

И тут возникает один из главных смыслов: только Вилисы знают, где они уязвимы. Только они знают, что их власть заканчивается там, где начинается христианство. И Жизель может спасти лесничего Ганса, который пришел на ее могилу, а потом и Альберта, двумя способами.

Танец Альберта и Жизель
Танец Альберта и Жизель

Она показывает: «Иди, стой у креста вон там, не отходи от креста», пока Мирта розмарином достает ее из могилы. Мирте дают эту ветку и она должна его ударить, чтобы он отошел от креста, а ветка ломается от того, что он не уязвим. Он стоит около креста и на груди у него крест, поэтому он в не зоне ее действий. Мирта после этого приказывает Жизели отойти танцевать. Почему ее Мирта заставляет идти танцевать? Чтобы он вовлекся в этот танец, потому что он становится уязвимым в ту секунду, когда отходит от креста. Они Ганса берут в кольцо и убивают, сбрасывая его со скалы.

Другой способ закончить власть Вилис – это затянуть действие, чтобы прозвучало шесть часов и они бы растаяли в лучах солнца. Они как вампиры – при лучах солнца не могут существовать. Поэтому Альберт, который тоже пришел на могилу Жизели, спасается тем, что наступило шесть часов, что Жизель все-таки оттянула время.

Вилисы, балет «Жизель»
Вилисы, балет «Жизель»

Дальше тоже очень важный момент. Когда Жизель уходит – а в старых спектаклях это было, – Альберт ее относил и клал на полянку, она туда проваливалась и на этом месте появлялись цветы. У Григоровича и Лавровского Жизель уходила в конец сцены, в кусты, где в последний раз появлялось ее видение. Она бросала Альберту последний раз цветок, который оставался у него в руке, после чего рассеивается в лучах и тает. Жизель не уходит в могилу.

Первой русской Жизелью была Елена Андреянова, и премьера русской «Жизели» была спустя около двух лет после Парижской. Этот спектакль был очень знаменит. Через него прошли все европейские знаменитости, которые посещали Россию и имели здесь большой ангажемент. Карлотта Гризи тоже приезжала в Россию и исполняла этот спектакль.

Балет «Жизель»
Балет «Жизель»

Что еще важно: в России появлялись многое танцы и здесь же дописывали музыку. И в оригинале не было стройных рядов Вилис, которые были сделаны в России: большой классический балет, где обязательно должна была быть симметрия. Это изобретение Петипа. А Советский композитор Асафьев переписал финал, где нет бравурности, а есть многоточие, с которым Жизель уходит в кусты и дарит Альберту цветок.