Тротуары одинаково часто встречаются как на частных территориях, так и на городских улицах. В зависимости от сферы применения и нагрузки технология укладки будет различаться. Давайте разбираться, как правильно тротуары покрываются асфальтом.
Какой асфальт нам нужен?
Асфальтобетонная смесь имеет многокомпонентный состав. В нее входит песок, щебень, минеральные добавки, битум. Характеристики смеси и последующего тротуара будут зависеть от того, в каком процентном сочетании смешиваются все перечисленные компоненты.
Щебень отвечает за прочность покрытия. Песок обеспечивает стойкость к механическим повреждениям, перепадам температур и хорошо заполняет пустоты между щебнем. Минеральные добавки повышают технические характеристики каждого материала, а вязкость достигается с помощью добавления битума. В некоторых случаях, чтобы повысить сцепку между слоями покрытия, используют пропитки: битумную эмульсию, каменноугольные смолы, акриловые смеси.
Почему асфальт, если есть плитка?
Асфальт используется максимально широко. Несмотря на то, что укладывать его довольно хлопотно. Особенно когда речь идет о труднодоступных местах и приходится действовать вручную. К тому же летом покрытие разогревается и может начать плавиться, а битум под воздействием солнца понемногу испаряется, выделяя неприятный запах.
Однако плюсов у асфальта все-таки больше, чем минусов. Покрытие укладывается быстро. Если территория маленькая и нецелесообразно пригонять дорогостоящую технику, все работы можно выполнить вручную: смесь легко распределяется по поверхности будущего тротуара лопатой, а утрамбовывается ручным катком. К тому же покрытие гораздо меньше стоит, чем бетонное или плиточное.
Как можно асфальтировать тротуар?
Существует две основных технологии асфальтирования. И каждая из них подходит для асфальтирования тротуара:
- Горячий метод. Смесь разогревается до температуры 120 градусов и только потом укладывается на поверхность дороги. Технология популярна в силу того, что максимально проста, доступна по цене и позволяет создавать качественные дороги, рассчитанные на высокие транспортные нагрузки. При добавлении в состав специальных минеральных добавок смесь можно укладывать в мороз — до -10 градусов.
- Холодный метод предполагает, что готовая смесь укладывается на поверхность дороги, а затем трамбуется. Разогревать ее предварительно до высоких температур не требуется. Идеально подходит для поверхностей с минимальными нагрузками, в частности, для тротуаров. Одно из преимуществ в том, что холодным методом можно создавать тротуары даже в мороз до -15 градусов. Главное, чтобы на улице не было снегопада.
Какая нужна подготовка?
Какой бы способ вы ни выбрали, территорию перед установкой покрытия нужно тщательно подготовить. Если раньше на территории не было асфальта, нужно снять слой грунта 10–15 см, убрать корни деревьев и установить бордюры, используя разметку в виде веревки, натянутой между колышками.
Когда грунт убрали, нужно хорошенько утрамбовать дно и стенки траншеи. Затем в траншею укладывается основание дороги из песка или песчано-гравийной смеси и щебня большой, средней, мелкой фракций. Каждый слой тщательно выравнивается и утрамбовывается вибрационным катком. Для лучшего сцепления используют пропитку битумом или битумной эмульсией. Чтобы повысить качество основания, обязательно обустраивается дренаж. Обычно для его создания используется крупный вид щебня.
Если асфальт кладется не на землю, а на старое дорожное полотно, вместо укладки подушки специалисты проводят ремонт старого полотна. Для этого необходимо убрать мусор, ветки, крошку асфальтную. Затем имеющиеся щели и выбоины расширяют, чтобы их было удобнее заполнять жидким битумом. После этого происходит укладка нового слоя асфальта.
Вне зависимости от того, куда укладывается асфальт — на новое основание или старое полотно, — технология будет одна и та же. Смесь распределяется по поверхности участка толщиной 5 см. Затем тщательно разравнивается и прокатывается спецтехникой или ручным катком, который предварительно смазывается соляркой.
Если все сделать правильно, тротуар пролежит около 10 лет. Однако со временем потребуются ремонтные работы. Для создания небольших латок лучше всего подойдет технология холодного асфальтирования. Малые трещины заливаются герметиком, а сверху засыпаются цементной крошкой. И тротуары снова готовы выдерживать любые испытания!