Найти в Дзене

Что хорошее даëт нам творчество Олди? Бесспорно - разнообразие

Socialist о книгах Олди:

Псевдоанализ дилетанта...

...лет восемнадцать назад. Примерно тогда я, будучи студентом, познакомился с творчеством Олди. Если угодно - Олдей. Это был "Архив Надзора семерых". Неискушëнному читателю, едва начавшему знакомится с жанрами фантастики/фэнтези, мне "Надзор" прямо очень понравился. Особенно, я помню, маги-блокаторы. Занятная была идея (кстати, тогда я ещё не знал не только того, что Олди - дуэт, но так же и того, что это вообще отечественные авторы). Кто не знает, "А. Н. С." - это сборная нарезка из книги "Приют героев". И вот, по свежим эмоциям я обратился к "Приюту" в надежде получить ещё больше удовольствия (скажу честно - бессовестно скачал)...

И избавился от книги на третьей главе со словами: "это чë за фуфло?". Так скучно мне ещё в ту пору не бывало. На том и отложил дальнейшее знакомство с творчеством товарищей до лучших времëн...

...минуло лет десять. Примерно. Я поднабрался опыта, поначитался... всякого, и решил, что можно попытать счастья ещё разок.

Здравствуй, "Путь меча". И до свидания. Говорящие мечи, люди-придатки? "Что? Какого...?". Я расчитывал на обычную такую фэнтезятину в восточном стиле. Получил совсем не то. И решил для себя, что с Олди нам не по пути. Не моë. И отправился прочь с чистой совестью...

-2

...прошло ещё какое-то время, я повзрослел (надеюсь) и почувствовал, что от типичного фэнтези меня уже невыносимо тошнит. Ну, право слово, сколько можно?! Эльфы, гномы, вечная война, идиотские попытки завладеть/уничтожить/покорить/захватить мир. Швыряние заклятьями налево и направо, благородные герои, прелестные дамы... осточертело (Толкин - исключение). И я решил расширить границы интересов и обратить своë внимание на нетипичных представителей жанра. Так в число моих любимчиков вошли такие авторы, как Мария Семëнова, Наталья Осояну, Герберт, Сандерсон, Пратчетт и т. д... это было как глоток свежего воздуха.

Но всë когда-нибудь заканчивается. Иные авторы уже ничего не напишут, творения других ждëм весной, третьих - бог знает когда. А читать хотеть никто не отменял. Как быть? Обратиться к западным авторам, пропитавшим свои произведения проклятой толерастией? Благодарю покорно. Хватило пары знакомств. К нашим горе-писакам? Где от автора к автору, от книги к книге одно и то же бесконечное буээ?

Кризис наступал на пятки. И я решился. Сказал себе: "Давай попытку номер три, но только в этот раз на полном серьëзе. Берëшь книгу, и от корки до корки. Если не твоë, то - нет, и закончим на этом. Во всяком случае, так будет честно". Сказано - сделано.

Мой выбор пал на три разножанровых и разнонаправленных книги: недавно вышедший "Чëрный ход", мифологический "Герой д/б 1" и космоопера "Дитя Ойкумены".

-3

Так вышло, что сия книга оказалась прочитана прежде прочих, и потому всë это словоблудие именно здесь, хотя прямого отношения к данной книге и не имеет.

Или имеет, не знаю.

На этом, пожалуй, с предисловием закончим и перейдëм непосредственно к сути.

-4

Итак.

Прежде всего - а что хорошее даëт нам творчество Олди? Бесспорно - разнообразие. В то время, как подавляющее большинство авторов стараются держаться в рамках определëнного направления своего творчества, лишь изредка забирая в сторону, Олди не боятся пробовать всякий раз что-то иное, что-то новое. Успешно ли, нет ли, судить не берусь - просто не знаю. Но факт остаëтся фактом - авторы не запираются в жëстких рамках, не боясь, меж тем, помимо жанров экспериментировать и со стилями.

Когда-то, помню, не то слышал, не то читал, что Олди работают над одной книгой за раз (уважаемы издатели, редакторы, корректоры всех отечественных издательств, если вы это читаете, пожалуйста, обратите внимание: не "зараз"! Невозможно же читать в последнее время стало!! Едва не в каждой книге какая-нибудь "зараза" появляется! Прям эпидемия какая-то! Особенно этим "Азбука" грешит), не распыляясь на две и более. Субъективно полагаю, что причина этого очевидна.

-5

Второй плюс - это язык. Но тут двояко. С одной стороны - он богат. Авторы определëнно наслаждаются своей начитанностью, жонглируя словами, оборотами, плетя речевые кружева. С другой же стороны - это всë утомляет. Не всегда, не всех и не сразу, но постепенно начинаешь ощущать усталость. Хочется простоты исполнения. Может, даже банальности...

Персонажи. Картонные? Серьëзно? Я, конечно, не большой знаток авторских работ (самоповтор?), но из того, что успел прочитать и читаю сейчас, могу смело сделать вывод, что вы, товарищи, ещё картона не видали, раз так считаете. Да, возможно, не все персонажи настолько живые и особенные, чтобы различать их по одной только фразе или видеть как наяву при первом же появлении. Но это, я думаю, уже особенности личного восприятия. Мне, скажем, фантазии хватило, чтобы представить каждого персонажа индивидуально, со своей внешностью и отличительными чертами. Как визуальными, так и характера.

Да, и давайте будем откровенны - эффект настолько живого персонажа, что он едва не сходит со страниц, мне лично встречался лишь пару раз. У Эриксона в его "Малазане" и у Герберта в "Дюне". Заслуга ли это авторов или особенность восприятия? Погружëнность? Пусть каждый судит для себя сам...

...тут полагается перейти к минусам, раз плюсы обозначены, однако, явных я пока что назвать не могу. Да, есть грани произведений, которые мне лично не совсем по душе. Но это не объективно. Единственно, пожалуй, могу остановиться на таком вот моменте: дети. Я терпеть не могу, когда страдают дети. Будучи отцом двух детей, я эмоционально крайне восприимчив к подобному. И твëрдо убеждëн, что, если автор использует страдания детей в книгах/фильмах исключительно для того, чтобы выжать слезу и надавить на эмоции, это никчëмный автор. Другое дело, если это обоснованно сюжетом и персонажем, как в "Дитя Ойкумены". Да, неприятно, да, яркий эмоциональный отклик. Но там это, во всяком случае, не на пустом месте...

-6

Вот как-то так, наверное. Пока что всë. Дальнейшее знакомство с творчеством Олди ("Нюансеры" и "Мессия") покажет, не ошибся ли я в своих оценках...

-7

P. S. ...уже очень давно хочется прочесть какой-нибудь сильный, мощный нуарный роман в фантастическом сеттинге. Желательно с элементами психологического триллера, как, скажем, в "Роковое число 23", и с той же атмосферой, как в первой трети "Сердца ангела". Думается мне, что Олди - из числа тех единиц, кому подобное под силу.

Если бы написали, было бы здорово...

-8

P. S. От авторов% нуарный роман в фантастическом сеттинге у нас есть. Называется он "Бык из машины":

-9

Книги Олди на авторском сайте «Мир Олди»: https://oldieworld.com/

Книги Олди на «Author.Today»: https://author.today/u/oldie

Книги Олди на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/

Книги Олди на «Литмаркете»: https://litmarket.ru/genri-layon-oldi-p147/