Найти тему
Family Tree

Ломает ли школа идентичность ребенка? Анна Быкова

Вопрос от читательницы: как помочь ребёнку, идущему в школу, сохранить свою самость, свою идентичность? Что я могу сделать, чтобы ребенок, учась в школе, не разучился отделять свои собственные желания от желаний других?

Отвечает психолог Анна Быкова:

Вопрос о самости и идентичности у ребенка, как правило, не возникает (по крайней мере до подросткового возраста). Если этот вопрос возникает у родителя, возможно, что эта тема актуальна для него самого, ему самому очень хочется научиться отделять свои желания от желаний других. Вероятно, он видит истоки этой проблемы в своём школьном детстве. Так бывает, что мы проецируем свои проблемы на детей и, сами нуждаясь в помощи, начинаем помогать им “на опережение”. Если тема идентичности и школы не является больной, то родители редко задаются этим вопросом. И тогда, как во многих других вопросах воспитания, рекомендация родителям: начинать с себя. Может быть, пойти на личную терапию, научиться самим отделять свои желания от желаний других. Тогда будет понятно, как помочь с этим ребёнку.

Во-вторых, нужно понимать, что школа – не про желания, а скорее про обязанности: хочешь не хочешь, а домашнее задание надо сделать. Но как это может навредить идентичности ребенка? Например, ребенок идентифицирует себя так: «Я Света Петрова, я третьеклассница, мне 9 лет…» Факторами, определяющими нашу идентичность, могут быть привычки, увлечения, вкусовые пристрастия: я люблю мороженое и не люблю лук в супе, люблю скейт и не люблю химию. Как школа может помешать идентичности ребенка? Только если кому-то придет в голову заставить его любить химию или лук в супе. В остальных случаях ребенок получает возможность отделить свои интересы и желания от обязанностей: я не люблю химию, но делаю домашние задания и иногда отвечаю на уроках. Я не очень люблю ходить в школу, но понимаю, что в этом есть какая-то польза для меня, и поэтому хожу туда. Или не вижу пользы, но взрослые сказали: “Надо”, и я им поверил.

В итоге, чтобы идентичности ребенка ничто не угрожало, достаточно просто помогать ему развивать эмоциональный интеллект. Наша идентичность выстраивается прежде всего вокруг того, что мы чувствуем, что нас радует, злит, пугает, раздражает и т.д. Если ребенок будет в хорошем контакте со своими эмоциями, никакая ситуация в школе не навредит его самости и четкому пониманию собственных желаний.

Что можно сделать, чтобы школа не навредила идентичности ребенка?

  • Принимать его эмоции, не бояться их и не разрушаться от того, что ребенок грустен, зол или встревожен;
  • Позволять ребенку выражать свои чувства, учить его проживать эмоции без вреда для себя и окружающих;
  • Не делить эмоции на хорошие и плохие, правильные и неправильные;
  • Научить ребенка отделять свои чувства от действий. Мне не нравится, я не хочу, мне неинтересно — но это не мешает мне осознавать необходимость и делать то, что от меня требуют.

Что делать, если родители и школа не совпадают по целям, ценностям, режиму?

Да, это проблема. Часто в такой ситуации родители начинают искать для ребенка альтернативные форматы обучения. Здесь главное, чтобы школа подходила именно ребенку, а не его родителям. Бывает, что в семье очень дисциплинированных родителей вырастает бунтарь, которому нужно больше свободы самовыражения – тогда ему нужна школа, способная поддержать его идентичность. Родителей она, может быть, и не устроит, но не им, а ребенку придется каждый день ходить в школу, и очень важно, чтобы это было для него психологически комфортное место.

Вы всегда можете задать свой вопрос нашим специалистам в личные сообщения вконтакте и фейсбуке.