Традиционный летний споттинг в Сочи в 2021 году не состоялся - его отменили за несколько дней из-за надвигающего циклона. Но билеты на поезд уже куплены, хостел забронирован, аккумуляторы заряжены, а флешки почищены. Поэтому пришлось ехать в Сочи и снимать самолёты из-за забора, о чём я впоследствии ни разу не пожалел.
Точка съёмки у торца ВПП 06 - самая популярная в Сочи. Сюда проще всего добраться, а взлетающие самолёты проносятся над головой на высоте нескольких десятков метров. Мы же расположились на эстакаде под углом к ВПП, чтобы поснимать взлёты на фоне гор и терминала.
A321NEO VP-BOP "Уральских авиалиний" с 2-х часовой задержкой вылетает в "Домодедово".
Ещё один A321 - борт VP-BAN Red Wings - уходит в Нижний Новгород.
На полосу 02 садится широкофюзеляжный A330-300 VP-BDE . Несмотря на открытые для российских туристов Турцию и Египет, "Аэрофлот" ставит на маршрут Сочи - Москва до 6 широкофюзеляжников в день.
Пока мы ждали вылетов с полосы 24, со спины к нам подкрался Boeing 747, не отображавшийся на "Флайтадаре". И не просто 747-й, а "тигролëт", почти год простоявший на земле и вернувшийся в небо за пару дней до этой съёмки.
Самолёты в Сочи почти всегда садятся на полосу 02, но для "джамбо" делают исключение: в 90% случаев его сажают на более длинную полосу 06.
"Апельсиновый" Boeing 737-900 VQ-BYO вылетает в Казань. Жёлтую ливрею самолёт сохранил с тех пор, когда летал в Azur Air Ukraine.
На стоянке СЛО дремлет старичок Ил-18 RF-75939. Этот борт настоящий ветеран и бороздит небо уже больше 50 лет. Увы, ни в этот, ни в следующий день Ил-18 в воздух так и не поднялся.
Ещё один самолёт СЛО - Ту-214СУС, обеспечивающий связь во время визитов правительственных делегаций.
На фоне Кавказских гор, прикрытых облаками, взлетает Boeing 737-800 VP-BGZ Royal Flight.
Бесконечный поток из B737/A320 прерывает Boeing 757, на мой взгляд самый красивый узкофюзеляжный самолёт западного производства.
Поднимаемся на сопку за терминалом. На фоне адлерской застройки в небо уходит Boeing 737-800 Azur Air в "пляжной" ливрее.
Внезапный сюрприз от специального лëтного отряда "Россия" - Ан-148. Борта СЛО регулярно летают в Сочи, но 148-е нечастые гости в этих краях. Этот самолёт с бортовым номером RA-61716 был выпущен в 2021 году и стал первым Ан-148, полученным СЛО.
A320NEO авиакомпании Smartavia вылетает в Санкт-Петербург. "Смарты" начали летать на A320NEO весной 2021 года, получив три самолёта, ранее эксплуатировавшихся мексиканской авиакомпанией Interjet. В ближайшие годы авиакомпания планирует получить ещё 40 таких самолётов.
Обладатель самой уникальной ливреи того дня - A330-300 VP-BUH. Nordwind Airlines. Борт примечателен тем, что сохранил остатки ливреи предыдущего эксплуатанта - индийской авиакомпании Jet Airways.
Ярко-красный CRJ-100 "Руслайна" отрывается далеко для самолёта таких размеров. Видимо с загрузкой на Тамбов всё очень хорошо.
Ан-148 провёл на земле чуть больше часа, заправился и улетел обратно в Москву.
Закончив со съёмкой одного СЛОшного борта, бежим к Новому адлерскому мосту, ловит ещё один правительственный самолёт. Airbus A319 RA-73026 был заказан ещё в годы президентства Медведева и вмещает 19 пассажиров. Сейчас самолёт используется для перевозки первых лиц государства.
Через 10 минут после малыша A319 мимо с грохотом проносится огромный Boeing 777-300 "Аэрофлота".
Очень вовремя возвращаемся к торцу ВПП 06, здесь взлетает "Суперджет" с вертикальными законцовками крыла saberlets. "Северсталь" - единственная авиакомпания, эксплуатирующая SSJ-100 с "саберлётами".
Правительственный A319 на земле тоже не задержался и вскоре вновь поднялся в воздух.
Ещё один подарок от СЛО: на полосу 02 заходит Ту-204-300 - первый российский двухдвигательный дальнемагистральный лайнер.
Первый раз вижу, чтобы в Сочи после посадки борт заруливал на стоянку прямо по ВПП.
В лучах закатного солнца улетает в Москву 777-й.
204-й быстро заправился, запустился и так же бодро вырулил на взлёт по ВПП, собрав приличную пробку из бортов, ждущих вылета.
Под конец дня появляется ещё одна возможность снять "тигролëт", возвращающийся из Екатеринбурга. Миновав Кавказский хребет, борт проходит над головой и исчезает над морем. Мы же с фотоаппаратами наизготовку ждём его у ВПП 06...
... а борт, развернувшись над морем, заходит на полосу 02. Вот таким неожиданным поворотом закончился наш первый день под забором сочинского аэрпорта.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Instagram.
Материалы по теме:
Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды
Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus
Старые Ми-26, Ил-14, Ан-24, Як-42 и строй "Суперджетов": аэропорт Краснодара
Пара Ту-214, Ил-18, Ми-8 и одинокий A330: аэропорт Сочи
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Тигролёт: история самого необычного самолёта в России
Аэропорт Сочи: 10 часов съёмки самолётов