Найти в Дзене
Шпионские страсти

История с юбкой

Лето 1941 года. Немецкие войска, быстро преодолев сопротивление Красной Армии в Прибалтике, вырвались на оперативный простор. Направление их наступления – город Ленинград. И перед советским командованием встал вопрос: что делать? Войск, чтобы остановить наступающего врага, нет. Для переброски резервов, чтобы закрыть образовавшуюся брешь в обороне, требуется время. А где его взять? Как остановить наступление немцев без войск? И тут кому-то в голову пришла идея использовать против немцев их же боевой Устав и их слепое следование канону.

В армии Германии с давних пор существовал принцип «Порядок есть порядок!» (Орднунг ист Орднунг). А именно. К примеру, командир немецкого батальона (роты, полка и т.д., роли не играет) получает приказ: к 9 утра занять село Петровка. В 9 утра немцы в Петровке - приказ выполнен. Далее, независимо от того, есть перед батальоном противник или нет, наступление останавливается. Командир по рации запрашивает командование о дальнейших действиях батальона. Если нет связи, ждет, пока она не появится. Без приказа командования, что делать дальше, никакие действия командиром батальона и его подчиненными не предпринимаются.

Этим немецкая армия резко отличалась от нашей. Наши, если пошли в наступление, будут наступать, пока их не остановят. Приказ приказом, но если противника нет, чего ждать указаний сверху – вперед! Из-за этого иногда попадали под удар своей артиллерии или своей же авиации, которым не успевали сообщить, что на объекте, который согласно плану наступления надо обстреливать или бомбить, уже наши.

Именно склонность немецкой армии к порядку во всем и использовало наше командование летом 1941 года на Ленинградском направлении.

Решили разгромить штаб немецкого корпуса, чьи части вырвались на оперативный простор, благо удалось засечь его месторасположение.

Рассчитали, что в случае успеха, немцам понадобиться несколько дней, чтобы восстановить и возобновить командование корпусом. Именно эти дни неразберихи в немецком тылу, немецкие фронтовые части будут стоять на месте, ожидая приказов командования. А это был выигрыш во времени.

Идея отличная. А кто будет реализовывать?

Спецчастей под рукой нет. Свободных воинских частей под рукой нет. Одни штабисты. Принимается решение. Всех молодых, энергичных, решительных штабных офицеров, независимо от звания, послать на эту операцию. Наскребли им автоматическое оружие, снабдили в изобилии гранатами, посадили на самолет и отправили ночью в тыл к немцам.

Офицеры были кадровые, все имели опыт прыжков с парашютами, а потому высадка прошли без происшествий.

-2

Высадились. Скрытно добрались до штаба немецкого корпуса.

Охрана штаба корпуса вела себя крайне беспечно. В те летние дни 1941 года немцы весьма пренебрежительно относились к охране своих тылов, учитывая доброжелательное отношение к ним значительной части населения Прибалтики, и с презрением относясь к возможностям Красной Армии.

Потому нападение группы советских офицеров на немецкий штаб оказлось для его охраны полной неожиданностью. Советские офицеры забросали гранатами здание штаба и помещения, где ночевали немецкие штабные офицеры, после чего скрылись в темноте ночи в соседнем лесу.

Дальше разбились на пары, как было приказано еще до вылета, и уходили. Каждая пара выходила из немецкого тыла самостоятельно.

В одной из таких пар оказался лейтенант, которого звали Сергей Сергеевич, молодой, но определивший целью своей жизни защиту Отечества.

Когда Сергей Сергеевич с товарищем, тоже лейтенантом, отмахали километров двадцать лесом, подальше от разгромленного штаба, то присели отдохнуть и обсудить, что делать дальше. А проблема у них была существенная.

Офицер штаба фронта, который в спешке отправлял их группу на задание в тыл к немцам, не только отправил всех в их настоящей форме, но еще и с полным комплектом документов: книжка офицера, партбилет.

А это по тем временем значило: подписать всем членам группы смертный приговор.

Поймают немцы – расстреляют, как коммунистов.

Выйдешь к нашим с документами – расстреляют свои. Вопрос будет стоять так: почему шли с документами? Что для немцев документы несли, их диверсантов и агентов хотели снабдить настоящими книжками офицера и партбилетами?

Спрячешь документы и выйдешь без них: трус, дезертир. Опять расстрел или, в лучшем случае (если повезет) штрафбат.

Короче лейтенанты, что называется, попали. Сидят, обсуждают, как быть. И тут из кустов появляется паренек лет пятнадцати и предлагает сделку. Он принесет лейтенантам гражданскую одежду, расскажет, как не попасть под трибунал, но за это офицеры возьмут с собой через линию фронта двух девушек.

Куда деваться? Лейтенанты согласились.

Вскоре оба лейтенанта были в гражданской одежде, в фуражках с большими козырьками (была такая мода в начале сороковых). А в козырьках были спрятаны первые странички партбилетов и книжек офицера с фотографией. Прочее было уничтожено. Для наших документ, и для немецких разведывательных служб ценности никакой.

Девушки шли с лейтенантами.

Добрались до речушки, переправились и попались немецкому мотоциклетному патрулю: фельдфебель и двое солдат.

Дальше обыск. Немцы одежду прощупывали пальцами по сантиметру. Нашли странички с документов.

Километра три от места, где офицеров и девушек задержали, был мост, через который потоком шли немецкие войска.

-3

Командир патруля не рискнул принять самостоятельное решение и с найденными документами отправился к мосту для совета со своим командиром. Пленных усадили на траву. Наротив них с оружием уселись немецкие патрульные. На каждого патрульного по парню и девушке.

Лейтенанты начали переглядываться, давая знак глазами друг другу: как фельдфебель отойдет подальше, так и набросимся на патрульных. Терять ведь все равно нечего.

Однако, лейтенантов опередили девушки.

Они внезапно бросились на немецких солдат.

Одна из девушек выхватила винтовку у патрульного и уложила на месте ударом приклада в голову. Вторую немец отбросил ногой. Первая, вместо того, чтобы выстрелить в другого патрульного, решила добивать своего противника. И второй патрульный уложил ее на месте выстрелом. Больше ничего сделать не успел. На него налетели лейтенанты и убили его.

Лейтенанты бегут к мотоциклу. Один за пулемет, второй заводит мотоцикл. Уцелевшая девушка, вместо того, чтобы спасаться, начинает стягивать с убитой подруги нижнюю юбку. А от моста уже бегут немцы. Еще немного…

Девушке кричат:

- Садись!

А она в ответ матом.

И только когда сняла юбку, сжимая ее в руках, села в мотоцикл.

Дали по газам и через лес на мотоцикле.

Немцы обстреляли, но не попали. Далеко было.

Мотоцикл позволил довольно быстро добраться до своих.

Уже за линией фронта лейтенанты узнали, что девушки являлись сотрудницами военной разведки, а на нижней юбке убитой была записана важная информация.

На формирование немцами нового штаба корпуса ушло трое суток. И все эти трое суток немецкие части этого корпуса стояли без движения, а наши, тем временем, формировали новую линию оборону из числа прибывающих резервов.

(Источник: Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Сергея Сергеевича, полковника в отставке)