«Шум и ярость» Уильяма Фолкнера — важное явление как в американской, так и в мировой литературе. Многоуровневое, концептуальное произведение, охватывающее несколько десятилетий и написанное в своеобразном стиле так называемой южной готики. Впрочем есть серьезные основания полагать, что для современного читателя книга «Шум и ярость» станет настоящим испытанием.
Может быть в наши дни это не столь очевидно, но искусство нужно обществу не только для развлечения, но и для развития души и разума. В соответствии с этим далеко не все произведения (в том числе литературные) легко усваиваются — некоторые из них требуют большого труда. Приходится продираться через многослойные конструкции и сложные абзацы, чтобы в конце пути вознаградить себя тем, что наконец-то концепция автора стала ясна. В этом контексте не обойтись без Уильяма Фолкнера. книга «Шум и ярость» которого сделала безусловный вклад в культуру США и всей планеты Земля, а также наверняка сыграла большую роль в присуждении Фолкнеру Нобелевской премии по литературе за 1949-й год.
Окунемся же в мир Американского Юга с его провинциальностью, грубостью и ностальгией по былому величию. Нашим проводником станет Уильям Фолкнер, книга «Шум и ярость» превратится в путеводитель, но для начала обратимся к краткой биографии автора.
Будущий нобелевский лауреат появился на свет 25 сентября 1897-го года в Нью-Олбани, штат Миссисипи — т. е. на том самом Юге, о котором потом писал почти всю жизнь. Уильям Катберт Фолкнер (так звучало полное имя) стал первым из четырех детей в большой семье. Его прадед Уильям Кларк Фолкнер участвовал в Гражданской войне на стороне армии Конфедерации, а потом стал автором популярного в середине XIX века романа «Белая роза Мемфиса», так что можно сказать, что нашему герою на роду было написано стать писателем.
Семья Фолкнеров принадлежала к довольно состоятельному слою южан. Отец Уильяма долгое время работал казначеем в фамильной железнодорожной компании Gulf & Chicago railroad company, которую надеялся унаследовать — однако взаимоотношения отца с дедом привели к тому, что предприятие продали. Тогда Марри и Мод Фолкнеры, родители Уильяма, стали строить свое будущее с чистого листа и в итоге оказались в Оксфорде (всё тот же штат Миссисипи). Там отец стал бизнес-менеджером Университета Миссисипи.
Всё детство Уильям Фолкнер слушал рассказы о былых временах, о подвигах прадеда и его произведениях, о династическом древе Фолкнеров, об особенностях Юга (вроде рабства или Ку-клукс-клана) и впитывал всё в себя, как губка. Разумеется, это повлияло на мировоззрение мальчика, его интересы и культурную идентичность — ему предстояло стать одним из важнейших авторов, работающих в жанре так называемой южной готики.
Свой вклад в формирование молодого человека сделали также мать Мод и бабушка Лелия Батлер, увлекавшиеся чтением, фотографией и рисованием (они-то и приобщали юного Фолкнера к разным видам искусства).
К тому же рядом всегда была домашняя чернокожая служанка Кэлли Барр, воспитывавшая Уильяма с детства — фигура няни-афроамериканки еще встретится нам далее.
При этом с традиционным академическим образованием у Уильяма не сложилось. Несмотря на заметные успехи в начальных классах, позднее Фолкнер уже не проявлял энтузиазма в уроках и куда больший упор делал на самообразование. В конце концов, он бросил среднюю школу, так и не закончив ее. Позже он всего лишь пару семестров отучился в Университете Миссисипи, но также прекратил обучение. Тем удивительнее вершины литературного мастерства, достигнутые героем в зрелые годы. Впрочем, он долго дружил с Филом Стоуном, юристом-студентом, учившемся в Оксфорде и Йеле — образование и кругозор Стоуна тоже сильно повлияли на Фолкнера, к тому же Стоун читал и комментировал первые литературные опыты начинающего писателя.
Долгое время Фолкнер оглядывался на викторианскую романтическую эпоху и чаще писал стихи. Но переезд в Новый Орлеан в 1925-м году дает ему новый культурный опыт. Здесь он и пишет свои первые романы: «Солдатская награда», «Москиты» и «Сарторис». Все они посвящены Югу, все так или иначе выражают взгляд Фолкнера на особенности жизни американцев в этой местности, везде присутствуют отсылки к собственной биографии. И, по-видимому, этот писательский опыт подготовил автора к одному из сложнейших текстов, им написанных — в 1929-м году Уильям Фолкнер издает «Шум и ярость».
«Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, сага об Американском Юге
Читатель, который берет в руки «Шум и ярость», вне всяких сомнений столкнется с массой сложностей, и ему придется запастись изрядной долей терпения, чтобы установить продуктивный контакт с Уильямом Фолкнером. Даже автору этих строк, имеющему довольно широкий читательский опыт, пришлось с большими усилиями преодолевать сопротивление материала книги. Что же в ней такого трудного?
«Шум и ярость» Уильяма Фолкнера — это рассказ об истории жизни и упадка семьи Компсонов, проживающих в Джефферсоне на территории родного для писателя штата Миссисипи. Действие романа охватывает несколько эпох во временном промежутке от 1898-го до 1928-го года и структурно делится на 4 части. Однако каждая из частей радикально отличается от остальных по стилистике и манере — можно даже говорить, что внутри романа существует 4 небольших повести, связанных пересекающимися персонажами. Причем самая первая часть встречает аудиторию наиболее сложным и концептуальным подходом, который требует от читателя невероятного напряжения интеллектуальных и душевных сил.
Фильм и книга «Шум и ярость»
Казалось бы, вряд ли кому-то может прийти в голову перенести вышеизложенное на большой экран — ведь художественный эффект, достигаемый романом, строится целиком на литературных инструментах. Адаптировать можно лишь фабульную сторону «Шума и ярости», но перенос событийного ряда неминуемо превратится в формализм. Тем не менее Голливуд решил, что ему всё по плечу. И даже не один раз!
Первая экранизация появилась в прокате в 1959-м году в постановке Мартина Ритта и значительно упростила многие сложности, заложенные в первоисточнике. Более того, этот фильм радикально сдвигает акценты и серьезно перерабатывает драматургию. Исчезает путешествие через времена, добавляется некий новый брат-алкоголик Говард, а Джейсон мало того, что становится приемным сыном, так еще и трансформируется почти что в благородного персонажа, старающегося спасти семью от полного краха. То есть Мартин Ритт создал нечто вроде фантазии на тему с Юлом Бриннером в роли Джейсона и Джеком Уорденом в качестве Бенджи.
Вторая версия «Шума и ярости» — уже продукт XXI века и вышла под руководством известного актера и независимого режиссера Джеймса Франко в 2014-м году. Разумеется, Франко нашел сочную роль самому себе в этом материале и сыграл Бенджамина. В целом Гарри Осборн из «Человека-паука» решил больше придерживаться оригинальной концептуальной структуры Фолкнера, но возможно это и подвело его. Лента Джеймса Франко выглядит бледной тенью романа Уильяма Фолкнера и, к сожалению, его можно похвалить лишь за попытку.
Жестокий шедевр
Можно констатировать, что книга «Шум и ярость» агрессивна не только к читателям, но и к кинематографистам. Это действительно сложное произведение, предъявляющее к любому читателю непомерно высокие требования. Однако в ней чувствуется рука очень большого мастера, создающего очень большую литературу.
С оригинальной статьей вы можете ознакомиться, пройдя на блог Hobbibook.ru