Найти тему
Валентина Басан

Я знаю, что ты делал в прошлое воскресенье или минутка кинематографической ностальгии.

После выходных с утра первое, что ты слышишь на работе, в школе, в университете - это вопрос про выходные. Их, собственно, надо было как-то провести, чтобы рассказать об этом даже на уроке английского, если он выпадал на бедный понедельник. С субботой все понятно, это максимально прекрасный день во всех смыслах. Поздно встаешь и поздно укладываешься спать, а вот с воскресеньем не все так просто, как говорил один мой знакомый.

Воскресный день, друзья, предполагает умиротворение и спокойствие. Возможно, прогулку, настрой перед рабочей неделей и обязательно ранний отбой. Я усвоила это еще со времен школы. Но, как назло, именно в воскресенье по телевизору показывали (чувствуете в этой фразе нотку ностальгии, такое же, как в универмаге выписали), так вот именно показывали, потому что не важен был ни канал, ни время, если в этот день в двадцать два ноль ноль начинался Ван Дам. Все остальные два канала нервно курили в сторонке. И когда из окон мамы начинали созывать детей, это звучало примерно так: Вань, ужинать, через тридцать минут Ван Дам начнется. Двор сдувало, особенно моложавую его часть. И в воскресенье, в дурацкое позднее время показывали что-то невообразимое, типа «Харли Девидсон и ковбой Мальборо», «Терминатор», «Красотка», « Призрак», «Основной инстинкт» (меня с позором выгоняли на самом интересном) или «Маска». И естественно, посмотрев «Рокки», особенно 4 часть, в час ночи я начинала тянуть шпагат, отжиматься на кулаках или боксировать в диванную подушку, выбивая из нее годовую пыль и вызывая негодование у бабушки Вали.

Надо возобновить традицию ходить в кино. С этими ограничениями уже отвыкла.
Надо возобновить традицию ходить в кино. С этими ограничениями уже отвыкла.

О каком раннем отбое могла быть речь, если в воскресенье в десять вечера жизнь только начиналась. Зато в понедельник с утра я слышала от большинства только один вопрос: а ты смотрел? Конечно, этот вопрос многих обижал, потому что нельзя не смотреть, ведь смотреть было нечего. Например, моя мама очень любит мелодрамы, легкие романтические комедии и фильмы со счастливой концовкой, бабушка любила мексиканские мыльные оперы, и тем не менее смотрела вся семья папины любимые боевики, просто так совпало, что этот жанр был самым популярным в девяностых.

Наше прекрасное кино, наше замечательное и любимое кино тоже показывали. Мы его смотрели и любили. «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Покровские ворота», «Москва слезам не верит», «Узник замка Иф», «Служебный роман», «Иван Васильевич меняет профессию», «В бой идут одни старики», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Девчата», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Человек с бульвара Капуцинов», «Благочестивая Марта», «Собака на сене» остановите меня, пожалуйста, потому что наших чудесных, добрых, умных фильмов слишком много. Их надо анализировать, обсуждать, вспоминать, восхищаться игрой великих актеров и работой талантливых людей.

Баба на самоваре в кинотеатре.
Баба на самоваре в кинотеатре.

Но в воскресенье вечером в двадцать два ноль ноль не хотелось анализировать. Хотелось посмотреть то, что скрывалось от простого советского работающего человека семьдесят лет. Хотелось туда, куда не принимают и где не ждут. Это сейчас каждый пятый хоть раз путешествовал за пределы своей страны, а каждый четвертый оформил загранпаспорт и ждет заслуженного отпуска. А тогда посмотреть на их жизнь, их улицы, супермаркеты, дома (о, боги, я вспоминаю, когда впервые посмотрела «Один дома» и спросила папу, почему эта семья живет в гостинице) было жизненно необходимо, потому что в наших фильмах мы еще такого не видели.

Грустно, что вместе с хорошим и качественным кинематографом, таким как трилогия «Крестный отец», моя любовь и страсть навсегда, я зациклена на этом фильме и знаю его наизусть, пришел голливудский низкопробный шлак с юмором на грани деградации. Но я смотрела, жадно, вбирая в себя все буквы гнусавого голоса переводчика, озвучивающего пиратские копии, которые с таким трудом удавалось найти и посмотреть у друзей по видику. А потом наша семья купила видеомагнитофон, видите, как уважительно я отзываюсь о единственной семейной реликвии. Папа даже врезал новые замки в дверь, чтоб не украли. Да, охота на видики и телики корейской сборки в девяностые, была серьезная. Кстати, чтобы купить видеомагнитофон Филипс и телевизор Акаи мы продали автомобиль «Москвич», на который в восьмидесятые наша семья копила почти пять лет.

Как говорится, все за сибирскую корону!

Теперь воскресенья потеряли былую ценность, мы смотрели новые фильмы, но уже без былой жадности, а бабушка даже перестала по этому поводу покупать каждому по пачке мороженного. Семечки остались, это святое, нажарить перед просмотром сковородку семечек, эх, мои дети не понимают этой романтики.

К слову о ценностях, стояла эта, с позволения сказать, видеодвойка между двумя огромными книжными стеллажами чехословацкой стенки, книг было не просто много, для советского человека целое состояние. Родители сдавали макулатуру, чтобы приобрести все это богатство. Но в девяностых не хотелось Достоевского и Толстого, не хотелось Бунина и Островского, хотелось Булгакова с его фантазией и нервами, но это не точно. А знаете чего хотелось? Хотелось супергероев, побеждающих вселенское зло, систему и заговор. Хотелось смотреть на Рембо и на Крепкого орешка, которые все равно убьют этих чертовых злодеев, расстреляют, или как минимум, посадят в тюрьму. Нам хотелось чего-то глобального, убедиться, что хоть где-то справедливость торжествует, благодаря сильному и смелому герою, пока я сижу на старом диване и лузгаю семечки. Мы были не избалованны выбором и тем не менее, старались выбирать уже что-то для себя.

Помню, как мы с братом ходили в видеопрокат и брали кассеты с фильмами «Ворон» и «Разборка в маленьком Токио». Такая память о сыне Легенды.

Когда мы жили в Москве. Фото сделано лет семь назад в самом атмосферном месте.
Когда мы жили в Москве. Фото сделано лет семь назад в самом атмосферном месте.

Так что воскресенье для меня так и остался днем хорошего фильма. Признаюсь, иногда кино обманывает мои надежды и этот день становится просто днем фильма, без положительного определения и тем не менее. Уже нет охоты на кассеты, диски и телевизионное время. Я не боюсь пропустить ничего, потому что знаю, я гляну этот фильм когда захочу и где захочу. И даже телефон не прервет просмотр, как раньше, когда подруга в десять вечера звонит на домашний и узнает домашнее задание, а я, по-предательски подло прошу брата сказать, что уже сплю, а потом тупо проговариваюсь в классе, что смотрела телик до часу ночи, короче песенка про палево. И знаете, что самое неприятное в этом всем? Сейчас нам становится скучно, мы нажимаем на кнопку пауза и бредем на кухню, греем в что-то микроволновке, отвечаем на смс по телефону, заходим в туалет, а вторую часть фильма можем прокопаться в телефоне, читая комментарии чужих нам людей под чужими постами. Уже не будет спешного бега на кухню во время рекламы, истошного крика из гостиной «Началось!», тишины в квартире, где находится пять человек. Конечно, кино захватывает, интересный фильм не отпустит тебя ни на минуту, но даже на восьмом сезоне «Игры Престолов», я спокойно ставила паузу, готовила обед и кормила детей, зная, что досмотрю серию через двадцать минут.

Это моя комната и единственная фотография с пленочного фотоаппарата, сделанная двадцать лет тому назад. Я - студентка, фанат кино и кошек.
Это моя комната и единственная фотография с пленочного фотоаппарата, сделанная двадцать лет тому назад. Я - студентка, фанат кино и кошек.

Хорошо – это или плохо? Как вы думаете? Времена дефицита, голода по всему заграничному, отсутствие возможностей – однозначно ужасно. Но и то, что сейчас нет ощущения какого-то глубоко восприятия, концентрации, огромнейший выбор всего, где сложно найти что-то стоящее, и в итоге, не понятно, что смотреть. И охота на хороший фильм, чем-то напоминает то время и просто охоту, когда я ищу кино, читаю о нем отзывы, потом смотрю на рейтинги, потом ищу сайт, чтобы смотреть этот фильм в хорошем качестве и в оригинальной (если повезет) озвучке. И когда с первых минут фильм не захватывает, я начинаю паниковать, как так-то? А как же отзывы? И самое противное, смотрю еще десять минут, чтобы убедиться – что фильм полное г., простите, полное «содержанко». И преодолев отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие, ищу новый фильм.

Я желаю вам, дорогие друзья, удовольствия от просмотренных фильмов, удачного поиска новых, доброй ностальгии от любимых, вкусных бутербродов и семечек, и чтобы от экрана было не оторваться, не то, что от моего чтива, которое не каждый осилит дочитать.

Кстати о чтиве, я еще и фанат Тарантино, его творчество оказало сильное влияние на мировоззрение вашей покорной слуги еще в детстве. С тех пор большинство моего чтива, только криминальное (здесь автор скромно упомянул три детектива, которые уже доступны в электронном виде).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц