Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Не бывает пилотов бывших» – о небе и МиГах военного летчика Василия Шульги

Оглавление

Со школьной скамьи Василий Шульга, выросший на Донбассе, стремился стать военным летчиком и упорно шел к этой цели: много читал об авиации и советских прославленных летчиках, занимался авиамоделизмом, закалял тело и волю. В 17 лет, получив аттестат о среднем образовании, Василий поступает в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени Грицевца. Не лишнем будет напомнить читателям, что Сергей Грицевец уроженец Беларуси, один из первых дважды Героев Советского Союза.

Шульга не раз повторял, что повезло ему и многим другим выпускникам училища, так как среди преподавателей той поры здесь было сразу трое (!) фронтовиков – Героев Советского Союза. Один из них – полковник Владимир Кирманович – был родом из Беларуси.

«В кабине МиГ-21 было более 300 приборов, кнопок и рычагов, и нас учили, что в воздухе надо действовать осознанно, но молниеносно, все движения летчика должны быть доведены до автоматизма», – вспоминает Василий Шульга.

В училище он был одним из лучших курсантов выпуска 1976 года и получил назначение в Белорусский военный округ, в прославленный в годы Великой Отечественной войны и имеющий лидерские позиции в мирное время 927 истребительный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Осовцы вблизи районного центра города Березы.

Уже в следующем году лейтенант Василий Шульга достигает уровня военного летчика 3-го класса. После нескольких лет напряженного летного труда на его груди стал красоваться престижный знак военного летчика 1-го класса, что говорило о незаурядных летных способностях молодого пилота.

Испытания на МиГ-21-м

В 1984-1985 годах капитан Василий Шульга, уже командир авиазвена, участвует в боевых действиях в Афганистане. Летал смело, эффективно нанося бомбо-штурмовые удары по бандформированиям душманов. На его счету 154 боевых вылета плюс частые дежурства в системе ПВО и заслуженная награда – орден Красной Звезды.

Вернувшись из Афганистана на родной аэродром летчики 927 истребительного после короткого отдыха приступили к плановым полетам. И тут-то небо снова испытало майора Шульгу.

-2

Вот как это было: при заходе на посадку в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы летчик увидел мелькнувшую по курсу птицу – и тут же самолет с резким креном пошел вниз.

Из рассказа самого летчика:

«Осознаю, что произошло самовыключение двигателя, скорость начала резко падать, высоты практически нет... Рву ручку управления на себя, чтобы сохранить планерную способность самолета и тут же тяну рукоять катапульты. Вижу, как носки моих ботинок проносятся над козырьком кабины и почти сразу после раскрытия парашюта чувствую удар о землю».

Как потом было установлено, Шульга катапультировался на 6-й секунде после остановки двигателя, а самолет врезался в землю на 9-й! Восстановившись, летчик Шульга снова поднялся в воздух, правда, обостренно прислушивался к работе двигателя. Но через какое-то время все забылось и вошло в норму.

-3

Теперь на МиГ-23-м

В 1988 году, после 10 лет службы и летной работы в Беларуси, Василий Шульга по замене убывает на Дальний Восток в 308 истребительный авиаполк ПВО страны, базировавшийся на аэродроме Постовая на берегу одноименной бухты залива Советская Гавань. Успешно переучился на новый тип самолета-МиГ-23 МЛД, вырос до командира авиаэскадрильи – это вехи летчика Шульги на новом месте службы, где от торца ВВП до берега бухты всего 800 метров. Летать приходилось над сопками и тайгой и над Татарским проливом, не раз видеть американские самолеты-разведчики.

Вот как раз во время выполнения полета над морем на высоте 2000 метров небо еще раз испытало летчика Шульгу. Из его воспоминаний:

«Готовясь уйти от учебного перехвата однополчанина, начал разворот – и тут пошли хлопки и двигатель замер... Учитывая, что МиГ-23 самолет с изменяемой геометрией крыла, успел перевести крыло на минимальную стреловидность, что значительно улучшило планируемость в направлении к берегу. Высота еще 1500 метров, скорость 550 км/час, доложил руководителю полетов и попробовал запустить двигатель – получилось! Стало веселее на душе: вот и берег. Но до аэродрома еще 90 км – и тут двигатель снова остановился…

Вторая попытка запуска оказалась безуспешной. Получаю команду прыгать. Я же решаю, пока самолет управляем в режиме планирования и высота еще 600 метров, пробовать запустить – везет, получилось. Делаю разворот на посадку, до полосы 10 км, но двигатель снова остановился... Высоты теперь практически нет, отчетливо вижу внизу верхушки деревьев. Выход остался один – и я прыгнул. А после раскрытия парашюта вижу, как мой самолет уходит в сопку…»

-4

Представителям завода-производителя МиГ-23 в ходе расследования этого летного происшествия удалось, благодаря тому, что подполковник Василий Шульга сумел, проявив хладнокровие и мужество, почти дотянуть самолет до посадки, установить причину частых отказов двигателей на этом типе самолетов, а значит, и предотвратить летные происшествия и катастрофы.

А Шульга за «смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни» был награжден орденом Мужества! Главной же наградой для военного летчика Шульги была, по его признанию, возможность летать!

На земле, но по-прежнему в дружбе с небом

Завершив летную карьеру на Дальнем Востоке, Василий Иванович вернулся в Беларусь. В город, где столько друзей-однополчан, Березу, и где он еще долго не расставался с Вооруженными Силами. Был стрелком в отряде военизированной охраны того, так знакомого ему, летчику, аэродрома Осовцы.

-5

А с авиацией Василий Шульга не расстанется никогда: она в его сердце. К тому же, он – активный исследователь и поисковик судеб воздушных бойцов советских ВВС, сражавшихся в небе Беларуси в годы Великой Отечественной войны. В районном историко-краеведческом и музее 927 истребительного авиационного Кенигсбергского Краснознаменного ордена Александра Невского полка есть его экспозиции. Он – частый гость в школах города, инициатор многих героико-патриотических мероприятий ветеранской организации авиаторов города. В 2017 году к 75-летию полка награжден Грамотой районного исполнительного комитета, а в 2018 – юбилейной медалью «100 лет Вооруженным Силам».

-6

Что же, сто раз прав мой однополчанин Анатолий Чернышев, писавший в стихах:

«Не бывает пилотов бывших,

Нет их на свете нет.

Просто временно в отпуск вышли,

Отпускной получили билет».

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: Владимир Касьянов