Есть такой отрывок из фильма, называется "Вые*он Ошпаренного".
И, вообще, персонаж Ошпаренного наиболее интересен с точки зрения психоанализа. Много лет назад, где-то в последних классах школы, когда я посмотрел Бумер, всё это воспринималось иначе.
А, теперь такие инсайты...
Каким человеком вы видите Ошпаренного?
Изначально, мне он показался трусом, мягко выражаясь.
Все проблемы начались из-за поведения Ошпаренного.
Персонажи фильма таскали его на себе, пока он был ранен.
А, в развязке, он бросил своих друзей, в слезах умчавшись в закат.
И, на этом, как бы, всё.
Хорошие пацаны стрелянто пистолето.
Плохие как Ошпаренный.
Не будь как Ошпаренный.
Волна критики фильма Бумер сводилась к тому, что ничего кроме неокрепший разум подростка вынести из фильма не в состоянии.
И это справедливая критика, имхо.
Другое дело, что фильм значительно глубже по смыслу - давайте разберём...
В каждой сюжетной сцене и в каждом подсюжете есть "кармические" моменты.
Я назвал бы эти моменты "Книгой психологических откровений":
о стране, о людях и событиях.
Далее, нарушу хронологию фильма - только так можно "склеить" природу явлений в картине.
Стих первый.
На конец 90х, службы ГБ превратились в криминальные структуры.
Интересна подача этого момента: картинка складывается, когда Кот звонит своему "другу" из этих структур, а тот рассказывает официальную версию - убит сотрудник под прикрытием, внедрённый в банду по таможенному конфискату, личности установлены, ведётся розыск.
Во время разборки, этот "внедрённый" сотрудник был убит при попытке резким движением выхватить пистолет из кобуры подмышкой.
Очевидно, с целью застрелить одного из персонажей - Лёшу Киллу.
Но, псевдоним Алексея был придуман не случайно - он выстрелил первым.
У других членов банды конфиската, судя по всему, оружия не было.
Вывод - задачей "внедрённого" сотрудника в банде было решать вопросы пистолетом. Другими словами, он не был "внедрённым"...
Стих второй.
Коллаж на сам фильм и его восприятие молодежью.
А, может быть и сарказм в сторону сериала Бригада - слышал, что после показа очередной серии Бригады происходили всплески преступности.
Леха Килла даёт бейсбольную биту (взамен на бензин) подростку на заправке и объясняет, что в жизни нет подарков, надо браться и делать самому: лучше пойти на стройку или завод, чем терять время впустую на той заправке.
Далее, подросток становится свидетелем конфликта между персонажами фильма и крышей заправки. Конфликт решается "базаром", но это обстоятельство подросток, почему-то, не улавливает. В подсюжетной сцене, он занимается разбоем с помощью подаренной биты...
Стих третий.
Раскрывает персонажа Лёши Киллы с точки зрения гуманистической психологии, как ни странно.
В этой теории есть понятие "стремления к самоактуализации" - стремление человека делать своё дело наилучшим образом.
Это сцена в кафе с дальнобойщиками, сразу после того,
как Кот узнаёт по телефону, что они убили "внедрённого" сотрудника
и понимает серьёзность их положения.
В кафе дальнобойщиков, в наезде Кота на Киллу, изумительно продемонстрирован механизм Замещения - психологической защиты. Пришёл "внешний отец" - Закон, они в розыске.
Кот обвиняет Киллу во всём - это проще всего, он стрелял.
Чуть сложнее было бы задать вопросы Ошпаренному - это произошло в конце фильма.
Но, ещё сложнее понять, что каждый из персонажей оказался здесь по своей воле в результате собственного выбора. И, как нет смысла винить себя за собственный выбор, так и перекладывать ответственность. Эта осознанность - непозволительная роскошь для невротика.
Но, о Коте поговорим позже.
Как ни странно, но именно Килла является наиболее психически здоровым из всех.
Он трезво оценивает всё произошедшее.
Не понимает невротических отыгрываний Кота, отвечая: "Вы что меня крайним хотите сделать? Или я что, для себя? Давайте я сейчас пойду мусорам сдамся" - он рассуждает рационально и только рассудив позволяет себе эмоционировать.
Он первым начинает активно действовать - пытается найти ресурсы. Осматривает грузовики дальнобойщиков и замечает, что в них водка. Подсаживается к дальнобойщикам и начинает их "культурно разводить". Пытается делать своё дело наилучшим образом...
Стих четвёртый.
Демонстрирует невротизм Кости Кота.
Мотив Кота это сорванец, убежавший от мамы похулиганить: сцена в квартире, где идёт ремонт. Кот, вроде как, хочет уехать во Францию со своей подругой. Но, скрывает от неё, что опять уезжает "по делам", сразу после их ссоры на эту тему. Подруга, вроде как, этого не понимает за счёт того, что "тащится" от отношений с "добрым хулиганом".
Т.е. сразу показано невротическое поведение Кота и его подруги - внутренние конфликты.
Подруге нравится Кот именно потому что он "хулиган" и переезд во Францию лишит её этого "хулигана". С другой стороны, давление общественных норм требует попыток создать "нормальную" семью с законопослушным мужчиной - но это не её желание, а общества.
Скорее всего, во Франции их роман закончился бы, подруга Кота это не осознаёт, но "знает". Хотя, т.к. Кота убили (Бумер 2 не рассматриваю) - она может скучать по нему всю оставшуюся жизнь, не осознавая невротическую природу этого.
Пока, по итогу - "в квартире бесконечный ремонт".
Именно это Карен Хорни называла "невротическим решением" - бесконечный ремонт в квартире.
Когда есть иррациональное поведение, где мотивы конфликтуют как внутри себя, так и друг с другом. И, "решение" состоит в том, чтобы "сделать вид", но ничего не менять. Ведь, настоящее решение любого из скрытых конфликтов откроет для осознания эту иррациональность.
Кот точно также находится в конфликте. Он создал этот бесконечный ремонт вместе с подругой. Для него совершенно недопустимо "бросить" свою "братву".
Но, и осознать созависимость в отношениях он не в силах. Можно предположить, например, что он вырос в неполной семье и ему пришлось "стать отцом" для своей матери - только так он мог получать материнскую любовь в их семье. И, теперь эта модель стала скрытым смыслом жизни.
Мало того, ярчайший момент и лейтмотив всего фильма - потеря телефона Кота со знаменитым теперь рингтоном.
"Я что-то телефон свой потерял"...
Вам это не кажется странным?
Кот испытывает настолько сильных неосознаваемый страх "потери любви" от того, что его девушка-мама узнает как он "нашалил", что он теряет телефон в машине - лишь бы не объясняться с ней.
Стих пятый.
Загробный мир.
Персонажи идут неизвестно куда по ночному, заснеженному лесу. Леха Килла, как обычно, проявляет здравый рассудок, спрашивая товарищей, понимают ли они что делают...
Путешествие в загробный мир это погружение в глубину собственной психики. Потусторонний мир это мир души.
Вы можете думать иначе, но давайте попробуем оценить эту точку зрения.
В фильме Бумер таким местом загробного мира является деревня Собачихи.
Имя Собачихи - отсылка к ромамну Мёртвые души. Так звали жену помещика Собакевича.
Но, на этом сходства заканчиваются, или я их не увидел. Кроме момента, где Киллу в шутку называют Собачём, намекая, что он чем-то похож на этого помещика. Хотя, т.к. сценарий был написан за 3 недели, не думаю, что в этом есть большая глубина, чем простая отсылка к Гоголю.
Мёртвые души здесь именно в контексте смерти души.
Люди, живущие в деревне, безжизненны и безвольны.
Они спокойно следуют своим неврозам, не пытаясь ничего изменить.
Тракторист, знающий, что "нажрётся", если появятся деньги.
ВДВшник, пытающийся строить из себя героя войны, шатаясь пьяным.
Катя, безропотно выполняющая роль опекуна больной матери.
Интереснейший момент, влияние загробного мира на персонажей в коротких эпизодах. Моменты истины и прозрения, оставшиеся почти незамеченными их разумом.
Самым "скучным" оказался Петя Рама. Он демонстрирует респондентное поведение фразой: "Не мы такие, жизнь такая" - с позиции бихевиоризма это очень бросается в глаза.
Рама - простой парень, реагирующий на Стимулы и выдающий Реакции в зависимости от них. Весь роман с Катей разыгрывается именно так - цепочка из стимулов и реакций.
Здесь же мы видим полную версию сцены в квартире Кота.
Он, на мгновенье, осознаёт свой внутренний конфликт.
Но, снова засыпает.
Лёше Килле очень подходит образ деревенского мужика.
Он прямо выражает мысль, а не поселиться ли им в деревне?
Мысль, которую Кот и Рама высмеивают, но ведь они и сами размышляют о подобном.
И, наконец, Димон Ошпаренный.
В нём просыпается стремление к самостоятельности, когда он пытается сам дойти до колитки, отвергая любую помощь. Ранее, мы наблюдали зависимость Димона от других персонажей.
Да, можно сказать, что он силен только при поддержке друзей, но лишь на первый взгляд. Ему нужны друзья, чтобы компенсировать его невротизм, лишающий воли в критичные моменты. Он хотел бы справляться со все самостоятельно, не обременяя друзей.
Здесь же самый жизнеутверждающий подсюжет фильма.
Беременная Катя, так и не дождавшись Раму, сначала встречает насмешки от вдвшника. Но, несколько лет спустя, когда она уже воспитывает ребёнка от Рамы, в одиночестве, вдвшник предлагает ей стать его женой.
"Я тут подумал (несколько лет)" - он нашёл конструктивный способ изменить свою и её жизнь в лучшую сторону. Отбросил предрассудки и пошёл самым прямым путём к созданию той жизни, к которой он на самом деле стремился много лет - семьи с Катей.
Да, когда жизнью людей управляют скрытые мотивы, неврозы - получается неидеально.
Пока он годами шатался по деревне пьяный, строя из себя непойми какого героя, Катю потянуло на первого же попавшегося нормального, простого парня - Петю Раму. Который мог спокойно, без нервов и закидонов, с ней взаимодействовать.
То же самое мог сделать и вдвшник, тогда бы, возможно, всё было иначе. А, может и нет. В любом случае, в том здесь и сейчас, происходящем годы спустя, он всё-таки это сделал.
Это жизнь, и его позиция в этом эпизоде предельно взрослая...
Стих шестой.
Развязка.
Финал, происходящий в каком-то захолустном городе, может показаться брутально-драматичным и наполненным кармической иронией.
Но, это не совсем так.
Я не стал разбирать коррумпированность милиции как отдельный "стих".
Как и сцены, где второстепенным персонажам, как будто, воздаётся судьбой за "плохое отношение к реальным пацанам" - именно так мне казалось в школьные годы.
Сейчас я вижу иначе и проще.
Коррумпированный мент попал в капкан потому что привык совать руки туда, куда не следует, без должной осмотрительности.
Дальнобойщик пострадал от отвёртки, т.к. возвёл её в культ.
Оба были ведомы всё теми же внутренними конфликтами из поля психоанализа.
Развязка начинается с конфликта в съёмной квартире.
Персонажи вновь оказались в ситуации неопределённости.
Но, на этот раз, их психологический и материальный ресурсы исчерпаны.
Всё они обращаются к привычным источникам пополнения ресурса.
Кот уходит на прогулку, чтобы позвонить подруге - узнаёт, что она уехала.
Он ощущает пустоту, прогуливаясь по депрессивным пейзажам городка.
Созависимая подруга-мама была ему необходима.
Нет её - нет психологического смысла хулиганить.
Кот решается сказать "братве", что выходит из игры.
Килла испытывает нехватку комфорта.
Его мотив - быть кем-то в жизни.
Это даёт ему сил и сейчас этого нет.
Он высказывает недовольство тем, что Кот затащил их сюда, не подумав.
Рама по прежнему респондентен.
И, вместе с Киллой отправляется на гулянку.
Ошпаренный вернулся к старому поведению, где он пытается быть значительно более "реальным" пацаном, чем он есть на самом деле. Казаться, но не быть - девиз невроза.
Конфликт заканчивается тем, что все возвращаются к старой модели поведения и идут на "последнюю делюгу", где всё повторяется снова, но на этот раз неудачно.
Килла открывает огонь по ментам, стараясь максмально хорошо выполнять своё дело.
Рама закрывает Кота от пуль, реагируя на ситуацию.
Кот не бросает друзей, пытаясь держаться до последнего.
А, для Димона Ошпаренного здесь очередной момент невротической истины.
Его конфликт в том, что с одной стороны он стремиться к самостоятельности.
К тому, чтобы брать на себя ответственность.
Чтобы быть человеком, на которого можно положиться.
Но, одновременно с этим, он испытывает страх этой самостоятельности.
Он успешно действует, когда друзья рядом с ним, т.к. они компенсировали его тревогу. Можно называть его трусом, глядя со стороны - без проблем, это так и есть.
А, что если ты, дорогой читатель, обнаружишь себя таким же Ошпаренным в какой-то ситуации.
Мы не рождаемся бесстрашными, если нервная система в норме.
И, каждый мужчина проходит через познание себя и своего страха, в том числе. Было бы здорово, походи Ошпаренный к психологу - он перестал бы быть "трусом".
Но, теперь он сидит в машине, его друзей убивают, а Ошпаренного "расклинило" в невротическом конфликте. Его тянет одновременно и вперёд и назад. В результате - ступор.
Мчась по дороге, когда всё закончилось, Ошпаренный впадает в Регрессию.
То, что он плачет и есть регрессия - возврат назад, "впасть в детство".
Мы видим ребёнка, родители которого жёстко подавляли в нём стремление к самостоятельности, с помощью страха. Этот ребёнок убегал подальше и плакал от этого.
Ошпаренный....
P.S.
Вы можете сказать, что фильм это вымысел и не стоит искать в нём реальной психологии.
Не соглашусь, т.к. фильм относится к "жизненным": сценаристы старались максимально ярко отразить в нём жизнь, актёры эту жизнь прожить и сыграть.
Да, художественный фильм это всегда вымысел.
Но, часто бывает так, что в этих фильмах очень ярко раскрываются особенности нашей психики.
~
Если вы интересуетесь психологией и вам нравится мой подход - подписка кнопки лайк стать может привлекательным завершением и даже новым началом на пути к свободе, теплу и счастью...