Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Ненормированный график и риск для жизни, Или один день из жизни авиационной базы в Мачулищах

Оглавление

Верят ли летчики в приметы? Как проходит подготовка к полетам? С чего начинают службу молодые авиаторы? Ответы на эти и другие вопросы корреспонденты МЛЫН.BY узнали, проведя один день в 50-й смешанной ордена Красной Звезды авиационной базе.

Накануне Дня военно-воздушных сил, который празднуют все авиаторы страны, мы заглянули в Мачулищи. Несколько минут на КПП, попасть на территорию военного объекта не так просто, и мы уже в кабинете командира авиабазы полковника Андрея Лукьяновича. К слову, Андрей Юльянович всегда находит минутку в своем плотном рабочем графике, чтобы поприветствовать гостей и пообщаться с прессой. Поэтому все новости мы узнали практически сразу и, как говорится, из первых уст.

-2

Чем живет легендарный «полтинник»

— Прошедший год стал для нас своеобразной проверкой на прочность. В два раза выросло количество боевых дежурств вне пунктов постоянной дислокации, на 50% увеличилось количество подъемов наших экипажей в воздух, — констатирует собеседник. — Заключены контракты на поставку новой партии вертолетов МИ-35. Они сменят Ми-24. Новая техника более совершенная, на ней установлено более современное оборудование, а это говорит о том, что мы сможем более качественно выполнять те задачи, которые стоят перед нами.

Кадрового голода, по словам Андрея Лукьяновича, тоже нет. Ежегодно ряды авиабазы пополняет молодая смена. Только за последние два года в Мачулищи пришли служить 15 молодых летчиков — выпускников авиационного факультета военной академии Республики Беларусь, еще несколько молодых офицеров присоединятся нынешней осенью. Всех их здесь хорошо знают. Дело в том, что каждый год курсанты-выпускники проходят на территории авиационной базы летную практику. Позже эти же ребята приходят на службу на вертолеты МИ-8 и Ми-24. Помимо них сюда распределяется и молодежь, получившая технические специальности. Авиаторы — это ведь не только летчики и штурманы, но и бортовые техники, инженеры, технический и инженерно-технический состав, специалисты тыла и специалисты вооружения.

Без розовых очков

Среди таких новичков — Роман Горбач. Еще вчера он был курсантом Белорусской государственной академии авиации. Получив специальность «техническая эксплуатация средств наземного обеспечения полетов», пришел служить в Мачулищи. Сегодня лейтенант Горбач — командир аэродромно-эксплуатационного взвода. Он отвечает за готовность техники на аэродроме к полетам.

— В зимний период — это очищение взлетной полосы от снега, льда, летом — ее продувка. Главное, чтобы взлетное поле и машины всегда были в боевой готовности, — говорит парень. — Очень рад, что в свое время выбрал военное дело. Я ведь первый в семье, кто пошел по этой стезе. Армия закаляет. А я хотел повысить навыки физической подготовки и видеть мир не сквозь призму розовых очков.

-3

Среди вчерашних выпускников авиационного факультета и Евгения Левикина, правда, с августа 2021-го она старший техник группы регламента ремонта в группе радиосвязного оборудования. Ее «военная» история началась с Суворовского училища.

— Смешно сказать, но в училище я пошла из-за красивой формы, которую увидела на другой девочке. Там мне привили чувство патриотизма, и после 11 класса, имея золотую медаль, я сделала свой выбор. Остановилась на авиации, потому что люблю небо. Что такое ответственность, дисциплина, знала еще с детства. Мой папа машинист. А на железной дороге тоже достаточно строгие правила, — признается девушка.

Испытание на прочность

Принимают в легендарный «полтинник» и молодые семьи. Владимира и Инессу Колуженко встречаем в классе, где находится авиационный тренажер вертолета МИ-8. Молодой летчик тренируется здесь перед полетами, а супруга «испытывает» его на прочность. Да-да, он летчик-штурман вертолета. Она — старший техник авиационного тренажера. Познакомились ребята еще во время учебы в академии. Оба были курсантами авиационного факультета. Только Владимир на год старше. Поэтому в Мачулищах он уже с декабря прошлого года, а Инесса — только начинает службу.

-4
-5

Кабина МИ-8 полностью соответствует оригинальной технике, на месте командира экипажа — лейтенант Колуженко. За стеклом с точностью до мелочей вся Беларусь. Ее выводит на монитор компьютер. Летчик может «слетать» в любую точку страны. Пока Владимир за штурвалом, жена «испытывает» его на прочность. Дело в том, что оператор авиационного тренажера может ухудшить видимость, изменить условия полета, имитировать отказ двигателей, отключить какие-то приборы, т.е. создать реальную обстановку, которая может произойти в жизни с летчиком.

-6

— Ничего личного, — подмигивая нам, говорит Инесса. — На работе, а тем более во время тренировок — никаких поблажек. Пусть лучше тут совершит ошибку и постарается исправить ее, чем это произойдет в небе.

Пока Владимир выполняет взлет с курсом на Минск, Инесса рассказывает:

— Я родом из Пинска, Вова — из Витебска. Он выбрал военное дело, потому что окончил Суворовское училище в Минске. Я же пошла вслед за братом. Мы с ним двойняшки, с пеленок вместе. Все 11 лет в школе за одной партой сидели. Он в спорт — и я за ним. Плавание, бокс, не важно куда, главное — вместе. Он в военные — и я соответственно тоже. Учились, правда, на разных факультетах. А в академии встретила будущего супруга. Любовь… Последний год мало виделись. Я училась, он уже проходил здесь службу. Оттачивал мастерство, выполнял плановые полеты, прыгал с парашютом. Конечно, волновалась за него. А теперь вместе. Вот такой тандем и в жизни, и на работе.

-7

Подготовка к встрече с небом

В день нашего приезда на авиабазе проходили учебно-тренировочные учения. Подсмотреть хоть одним глазком, как это происходит, напросились и мы. Если вы думаете, что здесь все просто, то глубоко ошибаетесь. К встрече с небом летчики готовятся серьезно. А учебные полеты начинаются задолго до посадки в кабину, и не на аэродроме.

-8
-9

Остается чуть больше часа до вылета. Вместе с заместителем командира по идеологической работе авиационной эскадрильи, подполковником Андреем Пучко спешим в класс предполетной подготовки. Стоит отметить, что территория авиабазы — огромная. И передвигаются здесь все на велосипедах. Мы же добираемся на «11 номере», то есть на своих двоих. По дороге беседуем.

Сколько в среднем проводит в небе часов летчик — закрытая информация, но что много, это однозначно. По словам собеседника, несравнимо больше с уровнем подготовки советских летчиков. Стандартная неделя в авиабазе выглядит так. Понедельник — день предварительной подготовки, когда инженерный состав готовит авиационную технику, а летчики разбирают маршруты, полетные задания и т.д. Со вторника по четверг выполняются полеты.

— Но есть исключения. 13 числа каждого месяца мы не летаем. Кстати, нет самолета под номером 13, вертолета и парашюта. Это поверье. Мы верим в черную кошку, и никогда не фотографируемся перед вылетом. Есть у нас и традиции. Перед полетом мы стараемся прикоснуться к воздушному судну. Это своеобразный жест приветствия, – удивляет Андрей Пучко. — Пятница, суббота и воскресенье — парковый день, послеполетная подготовка. Есть у нас и дежурства, и, конечно, выходные дни. Да, ненормированный график и риск для жизни присутствуют. Все это не подходит прагматикам. Поэтому в военную авиацию приходят только по любви — к небу.

В день полета все летчики проходят предполетное медицинское освидетельствование и психологическое обследование с соответствующей записью в медкнижке, где оценивается общее состояние экипажа. Экипаж никогда не полетит на задание голодным. Обед и ужин — в первую очередь. Обязательно проходит проба воздушного судна и воздушная разведка погоды, которую осуществляет наиболее подготовленный экипаж. Кроме того, проверяется техника, все системы. И это не считанные минуты, а несколько часов. Воздушные судна заправляются.

-10
-11
-12

За час до вылета — традиционный сбор в классе предполетных указаний, где все соответствующие службы докладывают командиру и всем собравшимся о готовности к выполнению полетов — это касается и состояния техники, и аэродрома, и погоды, и летчиков. Уяснить, о чем говорят люди в погонах, сложно. Слишком много профессиональной терминологии. Но люди неба понимают друг друга с полуслова. Учитывая все услышанное, командир дает указания на выполнение полетов и ставит задачи. Каждый экипаж выполняет полет в четком соответствии с плановым полетным заданием.

-13
-14

Словно в заказнике «Соколиный»

На аэродроме — как в птичьем заказнике. Пение слышно отовсюду. Но самих птиц практически нет. Оказывается, это специальные тревожные сигналы, сделанные для их же отпугивания. Голоса ворон, чаек и даже воробьев. Птицы вообще очень опасны для воздушных суден. При попадании в какую бы то ни было его часть, техника может выйти из строя.

-15
-16
-17
-18

Мы ждем экипаж, который вот-вот первым отправится на задание. Буквально за 15 минут до вылета ребята появляются на горизонте. Боевое дежурство на вертолете МИ-8 МТВ5 понесут  командир корабля майор Михаил Верниковский, летчик-штурман капитан Виталий Горбацевич и бортовой техник капитан Степан Гричанинов. Кстати, эти же ребята представят нашу страну на международном конкурсе летных экипажей «Авиадартс-2021», который пройдет со дня на день в Рязани. Участвовать в нем будут ведущие мировые державы. От легендарного «полтинника» выступят две команды — одна на вертолетах МИ-8, другая — на МИ-24.

-19

— Опыт есть. В прошлом году мы уже взяли серебро. Теперь настроены на золото, — признается заместитель командира вертолетного отряда майор Верниковский. — Будем стараться победить, несмотря на то, что конкуренты сильные.

Экипаж еще раз обходит боевое судно, поднимается на борт и готовится к полету. Полюбоваться местными пейзажами и запечатлеть белорусские пейзажи сверху  отправляется и наш фотограф.

-20
-21
-22
-23

— Удачи вам, ребята! Мирного неба, безаварийной летной работы. И с праздником!

Автор статьи: Анна Меркушевич

Автор фото: Вячеслав Цуранов