Найти тему
Телеграм-канал СМП

Прорывной проект с экологическими издержками: Архангельская область заполучила инвестора



Архангельский ЦБК запускает новый инвестпроект, сумма вложений в который оценивается в 105 млрд рублей. Плюсы для региона очевидны — новые рабочие места, инфраструктура, дополнительные налоговые поступления и позитивный имидж территории, где умеют работать с инвесторами. Но есть и минусы — прежде всего экологическая составляющая.

На промплощадке АЦБК в ближайшие годы должен появиться новый сульфат-картонный завод. Мощность предприятия оценивается в 700 тысяч тонн. Учитывая масштаб строительства, где будет задействовано почти 5 тысяч рабочих, планируется возвести отдельный городок внутри Архангельска. Таким образом власти убьют сразу двух зайцев — сначала при помощи генподрядчика обеспечат комфортные условия для строителей, а затем заберут эти «квадраты» под нужды переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Такой опыт может стать своеобразным ноу-хау, но вряд ли его можно будет поставить на поток — далеко не каждый инвестпроект имеет такой размах, как у АЦБК.

Из плюсов отметим дополнительные 400 новых рабочих мест и увеличение средней зарплаты по предприятию — до 100 тысяч рублей. Одним из последствий появления нового картонного завода станет дополнительная загрузка судов, идущих по СМП: большая часть продукции будет доставляться именно водным путем. При этом основной рынок сбыта — дальнее зарубежье.

Правда, по примеру Байкала хорошо известно, что ЦБК — крайне небезопасное с точки зрения экологии производство. Для минимизации рисков необходимы серьезные вложения в очистные сооружения и высокий уровень контроля на всех стадиях производства. Наконец еще один потенциальный минус — ЦБК требует большого количества сырья, есть риск лишиться значительных лесных массивов. К тому же нет гарантии, что вместо некондиционных деревьев производитель не будет забирать ценные породы. Причем, исходя из заявленных объемов, лесами только одной Архангельской области дело может не ограничиться.

С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput