Прекрасное солнечное утро! Вернулась теплая летняя погода, а вместе с ней… слепни, залетающие под тент палатки и сводящие с ума своим голодным жужжанием. Зато небо синее-синее, а лес полон света и красок. После утреннего кофе Лёша снова пошёл рыбачить, а я пишу дневник и любуюсь окружающей природой. На берегу растут купальницы, в лесу – седмичник и дёрен шведский. Целые поляны вокруг. На склонах напротив под снежниками текут водопады. Красота!
После обеда выдвинулись в путь. Было очень жарко и до безумия досаждали насекомые. Постоянное жужжание в ушах, комары и мошки садятся прямо на глаза, кусают за пальцы сквозь рабочие перчатки. Шли без остановок, быстро и, конечно, скоро начали уставать. Проходили живописные мысочки, зеленые острова. Одетые в теплые кофты, мы потели, но, если разденешься – комары живого места не оставят.
Начало отчёта о путешествии читайте здесь.
Добежали до развилки у ручья Чивруай. Около нее встретили ребят-туристов, они только что перешли ручей вброд, не доходя до моста и до избы, которые находятся выше, и искали какую-то определенную стоянку. Они шли в противоположном направлении – от дома инспекторов заказника, зеленую крышу которого мы уже заметили на другом берегу Сейдозера. Мы решили все-таки сделать небольшой крюк и подняться до избушки, чтобы там перевести дух – отдохнуть от комаров и пообедать. Ночевать там мы уже не планировали, так как ходовой день в самом разгаре и надо будет двигаться дальше.
От развилки до избы было где-то полтора километра, и мы их пробежали почти бегом – вверх вдоль ручья. В черничном лесу комаров стало меньше и я, было, обрадовалась, но потом тропа вышла к болотине, где нас снова облепили тучи кровососущих. Увидели спасительный сруб, бегом забежали в избу, закрыли за собой дверь и вздохнули с облегчением. Первый раз за весь поход можно было не думать о комарах и спокойно отдыхать (не считая ночёвок в палатке, конечно).
Не думала, что буду радоваться таким простым вещам – возможности спокойно сидеть и пить чай без того, чтобы отмахиваться от насекомых. Мы зашли в избу все насквозь мокрые от пота, поэтому разделись и повесили вещи сушиться, сварили кипяток, съели пюре с соленым хариусом. С того времени, как мы жили на кордоне и солили печорского хариуса, прошло много времени, а с того времени, как мы объедались омулем и хариусом на Байкале, прошла, мне кажется, целая жизнь, и я уже начала забывать этот вкус.
Написали записку в Чивруайской книжке. Это даже не одна, а целая стопка тетрадей, разделенных по годам, на страницах которых туристы оставляют свои мысли, истории и впечатления. После обеда легли на нары, здесь они большие и двухэтажные. Домик способен вместить хорошую туристическую группу. Внутри прохладно, темно, уютно. Есть печка. Как жаль, что мы без ночевки.
Изба стоит на поляне на пути в горы. Над верхушками елей выглядывают снежники на черных склонах. Красивое умиротворяющее место со своей историей – дом построили архангельские туристы в 1976 году в честь погибших товарищей Алексея и Александра. К сожалению, в те годы трагедии в горах случались довольно часто, особенно зимой. Да и сейчас почти каждый год бывают инциденты. Сам Чивруай в последнее время стал известным широкой общественности из-за погибшей на перевале тургруппы из Самары. Дело было в семидесятых, но сейчас СМИ зачем-то пытаются раскрутить эту историю как продолжение «перевала Дятлова».
Уютный предгорный приют покидать не хотелось, но нужно было продолжать путь – мы хотели выйти на другую сторону озера – туда, где видели дом инспекторов.
Вышли уже около восьми вечера (из-за светлых суток расписание наше поехало и поползло). Мы перешли на другой берег бурного горного ручья по сооруженному рядом с избой мосту и стали снова спускаться к Сейдозеру. На пути снова завалы, бурелом, болотины. Через полтора километра вышли на берег и пошли вдоль него. Впереди показались палатки. Когда подошли ближе, узнали встреченных ранее туристов. В итоге они не пошли за Чивруай, а вернулись назад и заняли симпатичную стоянку на берегу. Там их хорошо обдувал ветер и пригревало солнце – отличное место.
Когда мы озвучили ребятам наши планы, они рассказали, что нам предстоит непростой брод. Оказывается, там, где тропа пересекает протоку, соединяющую Сейдозеро с заливом Цетчецаб (или озером Малая Сейда), по весне смыло мост, и сейчас переправы нет. Ребята объяснили, что брод состоит из трех этапов: сначала участок, где уровень воды выше колена, до небольшого островка посередине протоки, потом легкий участок по колено – до следующего островка, а следом то место, где раньше был мост, – уровень воды там по пояс. Плюс ко всему, течение и скользкие камни на дне. Мы немного опешили, но не стали заранее переживать, пока сами не увидим это место.
От лагеря туристов до переправы недалеко – пара километров. Мы шли по лесу, пока справа снова не показалось озеро, введшее меня в какой-то момент в заблуждение – на его берегах не было домика инспекторов. Он куда-то исчез. Скоро вода показалась и слева, и стало ясно, что мы идем по перешейку между Сейдозером (слева) и заливом (справа). Полоска суши становилась все уже, пока не остались одни подтопленные клочки земли, заросшие непроходимым ивняком. Солнце начало клониться за горы. Вот это место на карте:
Мы разделись, накинули рюкзаки и пошли. Но, сделав два шага, Лёша остановился. Без направленного солнечного света, хотя вокруг ещё было светло, не видно глубины, не просматривалось дно и уровень воды оказался больше, чем показывали ребята. Мы прикинули, что они выше нас ростом, и к их замерам нужно прибавлять ещё сантиметров 10–20. Первые два участка мы перейдем, а последний? Воды будет выше пояса, а течение казалось достаточным, чтобы сбить с ног при одном неловком движении, а что там на дне – вообще непонятно.
Мы вернулись на косу и стояли в трусах и нерешительности на ветру. Было прохладно, и я предложила вернуться на ближайшую стоянку метрах в пятидесяти от брода, поставить палатку и подумать, как быть. Было полдесятого вечера. Если в чем-то не уверен – лучше дождаться утра.
Так и сделали, в тапочках и трусах дошли до стоянки, разбили лагерь. Лёша ушел порыбачить, а я залезла в палатку и достала большую бумажную карту. После поужинали ухой и перед сном обдумывали варианты. Вот такие:
- Не идти вброд, а пойти назад той же дорогой, которой сюда пришли, через завалы, болота и тучи комаров.
- Не идти вброд, а пойти в сторону Ревды по горам, взяв на себя больший километраж и ночевки на продуваемом ветром плато.
- Не идти вброд, а пойти в сторону Ловозера и проверить брод через реку Сейдяврйок. Моста там на карте не обозначено, но брод есть. Может, течение и глубина меньше?
- Пойти вброд по протоке.
Больше всего не хотелось идти назад. Разумеется, ничего на ночь не решив, мы легли спать посреди двух озер около двух часов ночи, когда солнце уже начало по новой окрашивать в розовый верхушки гор…
А какой вариант из предложенных выбрали бы вы? Спасибо, что прочитали до конца. Если вам понравилась публикация, поставьте, пожалуйста, палец вверх. Продолжение истории уже на канале, статью можно прочитать здесь.