Совсем недавно мне задали вопрос, на который мне не удалось ответить кратко и однозначно: "Да" или "Нет". Формулировка была примерно такой: можно ли держать коз и зарабатывать хотя бы 10-12 тысяч в месяц, чтобы уйти с офлайн работы. Вопрос задавал сельский житель с очень небольшим опытом содержания коз. И пока в этом хозяйстве только одна дойная коза. Вопрос был связан с оценкой варианта расширения стада, чтобы начать зарабатывать на продажах молока.
Зарплаты в селе невысокие, и это уже, увы, никого не удивляет. Часто люди хотят понять, можно ли не только прокормить семью натуральным хозяйством, но еще и заработать на продукции. И не просто заработать, а сделать это единственным источником дохода.
Итак, о чем же мы в итоге говорили, что считали и обсуждали. При этом стоит учитывать, что в этой истории речь идет не о какой-то общей ситуации формата "вообще так", эти расчеты могут не подойти для других городов и областей. Но, как минимум, учитывать нюансы, о которых мы говорили, имеет смысл, не взирая на то, где вы живете.
Начала делать материал и поняла, что он не будет коротким. Так что разделю его на части..
Вводные данные
Несмотря на то, что область Московская, - это далеко от столицы. Имея малочисленное стадо, даже особенного смысла не имеет обсуждать вопрос доставки молочки в Москву. Логистика съест всё, или бОльшую часть выручки, если речь идет о специальных доставках, а не о том, что человек ездит каждый день туда на работу и попутно везет еще и молоко.
Близлежащие города находятся на удалении от 20 до 70 км. Рядом с городами (3-10 км) есть хозяйства, где держат коз. Это личные подворья, в которых от 3 до 10 дойных коз. И они всегда будут ближе и доступнее потребителю, чем наш конкретный пример месторасположения хозяйства.
Думаю, что такая тенденция повсеместна. Так что первый фактор - территориальная удаленность от городов имеет значение для продаж!
Кто будет покупать молочную продукцию
А кто он вообще, потребитель козьей молочки?
Категория 1. Знатоки и любители
Люди, для которых козья продукция имеет вполне конкретную высокую ценность, и таким клиентам не приходится рассказывать о пользе козьего молока, они и так прекрасно осведомлены об этом. Им нравится козья молочка, они любят козьи сыры, знают о том, что цена на козий продукт высокая и всегда выше, чем на коровий.
Категория 2. Молодые родители и дети
Здесь все построено на теме здоровья, здорового питания. Иногда такой потребитель изначально покупает продукцию в разных хозяйствах, сравнивает ее, останавливается на каком-то одном хозяйстве, а иногда, даже выбирает конкретную козу (выбор на основе вкуса молока, жирности). Приветствую сама, когда люди просят показать животных, условия содержания, узнают об особенностях кормления и ухода. Лично для меня это сигнал о том, что потенциальные покупатели заинтересованы в качественном продукте. И такие люди осознают и понимают ценность качественного ухода за козами.
Категория 3. Неопределившиеся
Многие из этой категории покупателей никогда не пробовали козий продукт. Кто-то помнит вкус козьего молока с детства, но во взрослой жизни давно его не употребляет. Особенно часто у людей возникает потребность попробовать козью молочку, чтобы поправить здоровье. А кто-то приезжает в отпуск в сельскую местность и хотел бы начать употреблять молоко коз для разнообразия или следуя современным тенденциям ЗОЖ.
Именно среди этой группы людей очень много тех, у кого до сих пор голова полна мифов и предубеждений по поводу молока коз, особенно, в части пресловутого запаха от животных и продукции. Смешно, но однажды женщина, которой хотелось попробовать молоко, не только выпила молока, но и козу понюхала. Была приятно удивлена, что от животного пахнет сеном, а не козьими духами. А кто-то бывает удивлен, что во дворе нет запаха коз, совсем нет.
В общем, очень многое зависит уже от вас, придет ли к вам такой покупатель, станет ли поклонником козьего продукта или уйдет, ворча себе под нос: "Ну вот говорили же мне... Воняет молоко!"
Отмечу, что есть и те, кто готов оспаривать очевидные вещи. Запаха нет, но вот остался он у человека в памяти из детства. Лично нам с нашими козочками удалось уже переубедить не одного человека, и теперь им козье молоко точно не пахнет )) Только если просто молоком! ))
Для тех, кому тема запаха и мифологии в части козьего молока интересна, на канале есть большая статья об этом "Козье молоко - правда и байки о пороках, вкусе и пользе"
Кто не покупает козье молоко
Даже несмотря на то, что у нас, например, большой поселок, наверное, процентов 60-70 его жителей - пенсионеры. Думаю, что не стоит здесь поднимать тему размера пенсий, все и так понятно. Однозначно, эти люди покупают молоко либо в магазине, либо коровье фермерское. Причина одна - цена на козью молочку.
Зная об этом, мы, например, просто угощаем молоком наших соседок пенсионного возраста. Тем более, я знаю о том, что они любят наше молоко. Да, пусть это бывает нечасто. Но именно эти бабушки приносят козам капустку, морковку, свеколку, веточки, яблоки. И это просто акт доброй воли. Я очень ценю такую заботу о наших животных, и угостить молочком таких людей мне вдвойне приятно!
Еще одна категория людей, кому козий продукт не нужен, уже упоминалась выше. Это люди с негативным опытом покупки козьего молока с запахом.
И, наконец, еще один возможный вариант - это когда молоко плохо усваивается. Да, такое тоже бывает. Но и в этом случае все складывается по-разному. Например, такие покупатели приобретают сыры.
Продолжение следует... В следующей части поговорим о том, как продается молоко и козья молочка, и какие факторы влияют на продажи напрямую и опосредованно.
Если у Вас есть что дополнить к типам потребителей козьей продукции, добро пожаловать в комментарии.
Всем здоровья, всех благ и отличных козьих удоев!
Признательна всем за лайки, комменты и подписку.
С уважением, Валерия.