Найти в Дзене

Выдра- везделет, или канадский Ан-2

Немало в мире мест, куда, как пелось в песне -"только самолетом можно долететь". Северные просторы Аляски или России, острова Океании, тысячи человеческих поселений, разбросанных по разным континентам и климатам - от фьордов до атоллов... Многие из этих мест обслуживаются исключительно легкой авиацией - именно тем особым классом самолетов, который можно назвать "везделетом". Обычно это машина на 9-12 пассажиров, берущая тонну-полторы коммерческой нагрузки, часто -грузопассажирская, со спартанским комфортом. Но способная работать с коротких грунтовых полос, в самой глуши, надежная, простая в эксплуатации.... Сразу, конечно, вспоминается Ан-2, ставший самым известным представителем "везделетов". Понятно, были (и есть) другие удачные представители этого класса - например, семейство Cessna Caravan, - де -факто, современный стандарт "везделета". Или машины De Havilland Сanada - фирма вообще специализировалась на этом классе, и таким образом сделала себе имя. Вспомним, например, DHC
DHC -3. Фото из открытых источников.
DHC -3. Фото из открытых источников.

Немало в мире мест, куда, как пелось в песне -"только самолетом можно долететь". Северные просторы Аляски или России, острова Океании, тысячи человеческих поселений, разбросанных по разным континентам и климатам - от фьордов до атоллов... Многие из этих мест обслуживаются исключительно легкой авиацией - именно тем особым классом самолетов, который можно назвать "везделетом".

Обычно это машина на 9-12 пассажиров, берущая тонну-полторы коммерческой нагрузки, часто -грузопассажирская, со спартанским комфортом. Но способная работать с коротких грунтовых полос, в самой глуши, надежная, простая в эксплуатации.... Сразу, конечно, вспоминается Ан-2, ставший самым известным представителем "везделетов".

Ан-2.
Ан-2.

Понятно, были (и есть) другие удачные представители этого класса - например, семейство Cessna Caravan, - де -факто, современный стандарт "везделета". Или машины De Havilland Сanada - фирма вообще специализировалась на этом классе, и таким образом сделала себе имя. Вспомним, например, DHC-3 Otter - пожалуй, он больше всего подходит под "западный аналог Ан-2" - тем более, что машина той же исторической эпохи.

После того, как предыдущая модель - DHC-2 Beaver - получила широкое признание как исключительно удачный "везделет"- компания взялась за разработку увеличенного варианта. Самолет, цельнометаллический моноплан, рассчитывался на грузоподъемность в тонну: мог брать до 11 пассажиров; лететь с крейсерской скоростью 230 км/ч при дальности с полной заправкой порядка 1500 км. По техническому заданию самолет должен был работать с грунтовых полос минимальной длиной 250 метров.

DHC -3. Фото из открытых источников.
DHC -3. Фото из открытых источников.

Первый полет "Оттер" ("выдра"; машину назвали по преемственности с предыдущим DHC-2, что именовался "бобер")- выполнил в 1951 году. Оснащенный звездообразным мотором в 600 л.с., он получил удлиненный фюзеляж и уже весьма просторную грузовую кабину:

DHC -3
DHC -3

Варианты салона была различные, в т.ч. конвертируемые.

DHC -3
DHC -3

Как сказал испытатель еще на самом первом полете, машина получилась очень летучая. И действительно, "Оттер" - на колесах, лыжах или поплавках - спокойно брал свою тонну груза и вез куда требуется.

Самолет вышел весьма удачным. Строился крупной серией - почти 500 машин, с 1951 по 1967 год. Использовался повсеместно, от Аляски до Новой Гвинеи, успел полетать и во Вьетнаме, и на Южном полюсе.

С появлением на рынке турбовинтовых двигателей "Оттеры" стали переделывать под более надежный и легкий ТВД - серий PT6 и Garrett 331. Эти моторы имели мощность на 50-100 л.с. больше чем старые поршневые, и машина приобрела еще лучшие летные качества. Данная модификация (а большинство "Оттеров" летают сейчас именно с ТВД) называется DHC-3-T Turbo-Otter.

Turbo otter
Turbo otter

Как обычно, в случае такой конверсии более легкий ТВД выносится далеко вперед.

Turbo-Otter
Turbo-Otter

...Вернемся к сравнению с Ан-2. Судя по ТТХ, самолет Антонова берет на полтонны больше груза: но проигрывает канадцу в крейсерской скорости (180 против 230 км/ч). Объем грузовой кабины сравнимый (у канадца она на метр длиннее, одинаковая по ширине но ниже по высоте). Дальность с полной загрузкой у канадца выше - 1500 км против 1000 у Ан-2. Что касается такого важного "везделетного" параметра как дистанция разбега - то для канадца она составляет 400 метров до набора высоты 15 метров, или "300 м по земле". Для Ан-2 эта цифра составляет порядка 200 м, и здесь, конечно, сказывается большая "летучесть" бипланной схемы. Конечно, и тысячесильный мотор Ан-2 против 600-700 л.с. канадца тоже дает преимущество.

В заключение можно добавить, что по настоящее время используется более двухсот "Оттеров", а канадская фирма Viking Air специализируется на их ремонте и обслуживании. Самолет, безусловно, получился удачным.

По теме: Ирландский сарай: Shorts 330

По теме: лайнер-внедорожник

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Немецкий индиец местных авиалиний

Trislander - мотор на хвосте

Fokker F-27: с него копировали Ан-24?

Авиалайнер для города

Над крылом: история необычного самолета

Горбатый кукурузник из Австралии

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Синхроптер: танец с саблями

Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:

Магадан - Москва: телепортация с красной икрой

Над водопадом Виктория в Зимбабве

Эфиопские авиалинии: личный опыт

Перелет Москва-Токио Japan Airlines: отлично!

Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот

О гидросамолётах на Шри-Ланке

...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье

....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Еще раз спасибо за просмотр!